Сергей Рахманинов. Детство и юность

Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. Будущий великий композитор и музыкант был потомственным русским дворянином. Его произведения были известны на Родине и стали «символом русской музыки» за рубежом (последние годы жизни музыкант провел в Америке). Его сложная судьба, искания, духовный опыт со взлетами и падениями нашли отражение в его произведениях и манере исполнения.

Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии. Вся его семья любила музыку: дед был учеником известного композитора Джона Фильда, до сих пор сохранились музыкальные произведения его авторства. Отец тоже музицировал, хоть и не был профессиональным исполнителем. Мать Рахманинова, Любовь, дочь генерала Бутакова сама давала сыну первые музыкальные уроки. В детстве Сергей Рахманинов переехал в Петербург вместе с семьей и поступил в Петербургскую консерваторию.

Известно, что сначала молодой Рахманинов несерьезно относился к занятиям, прогуливал, но позже познакомился со своим двоюродным братом — юным пианистам Зилоти, который убедил родителей Рахманинова, что у него есть талант, надо отправить сына учиться в Москву к Николаю Звереву. Так Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории, где учился уже усердно, а его дипломную работу — оперу «Алеко» рекомендовали к постановке в Большом театре.

Фото: novostimira.net

Первая неудача

Сергей Рахманинов был не только пианистом и композитором, его знали как прекрасного дирижера. Несмотря на провал исполнения Первой симфонии в Петербурге, разгромные рецензии и депрессию, он продолжил заниматься музыкой. Хотя после того случая несколько нет не сочинял музыку и пребывал в подавленном состоянии. В 1901 году Сергей Рахманинов написал Второй фортепианный концерт. Это вернуло его к творческой жизни, помогло справиться с депрессией, снова сделало любимцем публики.

Рахманинов путешествовал по Европе, Америке и Канаде с концертами в качестве дирижера, позже работал в самом Большом театре на протяжении нескольких сезонов. В 1902 году Рахманинов женился и стал отцом двух дочерей Татьяны и Ирины.

Эмиграция и успех

После революции 1917 года Рахманинову пришлось покинуть Россию. Он оставил здесь всё, уезжал с долгами. Революция стала трагедией семьи Рахманинова. Сергей Васильевич продолжил играть, выступать с концертами. Его любила европейская публика и высоко ценили в Америке. Сам великий композитор и музыкант тяжело переживал вынужденную эмиграцию. Он писал, что потерял себя, когда уехал.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…».

В 1926 году он начал работу над Четвертым концертом и русскими песнями. Несмотря на отношение к Советской власти, Рахманинов скучал по дому. Одним из последних произведений Рахманинова стали «Симфонические танцы», критики называют это также и лучшим произведение композитора. Рахманинов выступал до самого конца. Свой завершающий концерт, он дал за 6 недель до смерти. Композитор умер в 1943-ем году, не дожив до своего 70-летнего юбилея лишь несколько дней. Он похоронен на кладбище в Нью-Йорке рядом с могилами его жены и дочери.

Сергей Рахманинов

Фото: classicalarchives.com

Произведения по опусам

Op. 1.    Первый концерт для фортепиано с оркестром. Посв. А. И. Зилоти. 1891.
Op. 2. Две пьесы для виолончели и фортепиано. Посв. А. А. Брандукову. 1892.
1. Прелюдия.
2. Восточный танец.
Op. 3. Пять пьес-фантазий для фортепиано. Посв. А. С. Аренскому. 1892.
1. Элегия.
2. Прелюдия.
3. Мелодия.
4. Полишинель.
5. Серенада.
Op. 4. Шесть романсов. 1889–1893.
1. «О, нет, молю, не уходи» (Мережковский). Посв. А. А. Лодыженской.
2. «Утро» (Янов). Посв. Ю. С. Сахновскому.
3. «В молчаньи ночи тайной» (Фет). Посв. В. Д. Скалон.
4. «Не пой, красавица» (Пушкин). Посв. Н. А. Сатиной.
5. «Уж ты, нива моя» (А. Толстой). Посв. Е. Н. Лысиковой.
6. «Давно ль, мой друг» * (Голенищев-Кутузов). Посв. О. А. Голенищевой-Кутузовой.
Op. 5. Фантазия (Картины). Первая сюита для 2-х фортепиано в 4 руки.
Посв. П. И. Чайковскому. 1893.
1. Баркарола.
2. И ночь, и любовь.
3. Слёзы.
4. Светлый праздник.
Op. 6. Две пьесы для скрипки и фортепиано. Посв. Ю. Конюсу. 1893.
1. Романс.
2. Венгерский танец.
Op. 7. Фантазия («Утёс»). Для оркестра. 1893.
Op. 8. Шесть романсов. 1893.
1. «Речная лилея» (Плещеев — из Гейне). Посв. А. А. Ярошевскому.
2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» (Плещеев — из Гейне). Посв. М. А. Слонову.
3. «Дума» (Плещеев — из Шевченко). Посв. Л. Г. Яковлеву.
4. «Полюбила я на печаль свою» (Плещеев — из Шевченко). Посв. М. В. Олферьевой.
5. «Сон» (Плещеев — из Гейне). Посв. Н. Д. Скалон.
6. «Молитва» (Плещеев — из Гёте). Посв. М. А. Дейша-Сионицкой.
Op. 9. Элегическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано.
Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. 1893.
Op. 10. Семь салонных пьес для фортепиано. Посв. П. А. Пабсту. 1894.
1. Ноктюрн.
2. Вальс.
3. Баркарола.
4. Мелодия.
5. Юмореска.
6. Романс.
7. Мазурка.
Op. 11. Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. 1894.
1. Баркарола.
2. Скерцо.
3. Русская песня.
4. Вальс.
5. Романс.
6. Слава.
Op. 12. Каприччио на цыганские темы для оркестра. Посв. П. Лодыженскому. 1894.
Op. 13. Первая симфония для оркестра. Посв. А. Л. 1895.
Op. 14. Двенадцать романсов. 1896.
1. «Я жду тебя» (Давидова). Посв. Л. Д. Скалон.
2. «Островок» (Бальмонт). Посв. С. А. Сатиной.
3. «Давно в любви» (Фет). Посв. З. А. Прибытковой.
4. «Я был у ней» (Кольцов). Посв. Ю. С. Сахновскому.
5. «Эти летние ночи» (Ратгауз). Посв. М. И. Гутхейль.
6. «Тебя так любят все» (А. Толстой). Посв. А. Н. Ивановскому.
7. «Не верь мне, друг» (А. Толстой). Посв. А. Г. Клокачёвой.
8. «О, не грусти» (Апухтин). Посв. Н. А. Александровой.
9. «Она, как полдень, хороша» (Минский). Посв. Е. А. Лавровской.
10. «В моей душе» (Минский). Посв. Е. А. Лавровской.
11. «Весенние воды» (Тютчев). Посв. А. Д. Орнатской.
12. «Пора» (Надсон).
Op. 15. Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано. 1895.
1. «Славься» (Некрасов).
2. «Ночка» (Лодыженский).
3. «Сосна» (Лермонтов).
4. «Задремали волны» (К. Р.).
5. «Неволя» (Цыганов).
6. «Ангел» (Лермонтов).
Op. 16. Шесть музыкальных моментов для фортепиано. Посв. А. Затаевичу. 1896.
Op. 17. Вторая сюита для двух фортепиано в 4 руки. Посв. А. Б. Гольденвейзеру. 1901.
1. Вступление.
2. Вальс.
3. Романс.
4. Тарантелла.
Op. 18. Второй концерт для фортепиано с оркестром. Посв. Н. Далю. 1901.
Op. 19. Соната для виолончели и фортепиано. Посв. А. Брандукову. 1901.
Op. 20. «Весна». Кантата. Для баритона соло, хора и оркестра.
Слова Некрасова. Посв. Н. С. Морозову. 1902.
Op. 21. Двенадцать романсов. 1900–1902.
1. «Судьба» (к пятой симфонии Бетховена) (Апухтин). Посв. Ф. И. Шаляпину.
2. «Над свежей могилой» (Надсон).
3. «Сумерки» (Гюйо). Посв. Н. И. Забеле-Врубель.
4. «Оне отвечали» * (Мей — из Гюго). Посв. Е. Ю. Крейцер.
5. «Сирень» (Бекетова).
6. «Отрывок из Мюссе» (Апухтин). Посв. А. А. Ливен.
7. «Здесь хорошо» (Галина).
8. «На смерть чижика» (Жуковский). Посв. О. А. Трубниковой.
9. «Мелодия» (Надсон). Посв. Н. Лантинг.
10. «Пред иконой» * (Голенищев-Кутузов). Посв. М. А. Ивановой.
11. «Я не пророк» (Круглов).
12. «Как мне больно» (Галина). Посв. В. А. Сатину.
Op. 22. Вариации на тему Шопена для фортепиано. Посв. И. Лешетицкому. 1903.
Op. 23. Десять прелюдий для фортепиано. Посв. А. Зилоти. 1903.
Op. 24. «Скупой рыцарь». Опера в 3-х картинах. Текст А. С. Пушкина. 1905.
Op. 25. «Франческа да Римини». Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. И. Чайковского. 1905.
Op. 26. Пятнадцать романсов. Посв. М. С. и А. М. Керзиным. 1906.
1. «Есть много звуков» (А. Толстой).
2. «Всё отнял у меня» (Тютчев).
3. «Мы отдохнём» (Чехов).
4. «Два прощания» (Кольцов).
5. «Покинем, милая» (Голенищев-Кутузов).
6. «Христос воскрес» (Мережковский).
7. «К детям» (Хомяков).
8. «Пощады я молю» (Мережковский).
9. «Я опять одинок» (Бунин — из Шевченко).
10. «У моего окна» (Галина).
11. «Фонтан» (Тютчев).
12. «Ночь печальна» (Бунин).
13. «Вчера мы встретились» (Полонский).
14. «Кольцо» (Кольцов).
15. «Проходит всё» (Ратгауз).
Op. 27. Вторая симфония для оркестра. Посв. С. И. Танееву. 1907.
Op. 28. Первая соната для фортепиано. 1907.
Op. 29. «Остров мёртвых». Симфоническая поэма к картине Бёклина. Для оркестра.
Посв. Н. Струве. 1909.
Op. 30. Третий концерт для фортепиано с оркестром. Посв. И. Гофману. 1909.
Op. 31. Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора. 1910.
Op. 32. Тринадцать прелюдий для фортепиано. 1910.
Op. 33. Шесть этюдов-картин для фортепиано. 1911.
Op. 34. Четырнадцать романсов. 1910–1915.
1. «Муза» (Пушкин). Посв. Re.
2. «В душе у каждого из нас» (Коринфский). Посв. Ф. И. Шаляпину.
3. «Буря» (Пушкин). Посв. Л. В. Собинову.
4. «Ветер перелётный» (Бальмонт). Посв. Л. В. Собинову.
5. «Арион» (Пушкин). Посв. Л. В. Собинову.
6. «Воскрешение Лазаря» (Хомяков). Посв. Ф. И. Шаляпину.
7. «Не может быть» (Майков). Посв. памяти В. Ф. Комиссаржевской.
8. «Музыка» (Полонский). Посв. П. Ч.
9. «Ты знал его» (Тютчев). Посв. Ф. И. Шаляпину.
10. «Сей день я помню» (Тютчев). Посв. Л. В. Собинову.
11. «Оброчник» (Фет). Посв. Ф. И. Шаляпину.
12. «Какое счастье» (Фет). Посв. Л. В. Собинову.
13. «Диссонанс» (Полонский). Посв. Ф. Литвин.
14. «Вокализ». Посв. А. Неждановой.
Op. 35. «Колокола». Поэма для оркестра, хора и солистов.
Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посв. Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме. 1913.
Op. 36. Вторая соната для фортепиано. Посв. М. Пресману. 1913.
Op. 37. Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915.
Op. 38. Шесть стихотворений. Посв. Н. П. Кошиц. 1916.
1. «Ночью в саду у меня» (Блок).
2. «К ней» (А. Белый).
3. «Маргаритки» (Игорь Северянин).
4. «Крысолов» (Брюсов).
5. «Сон» (Сологуб).
6. «Ау» (Бальмонт).
Op. 39. Девять этюдов-картин для фортепиано. 1916–1917.
Op. 40. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Посв. Н. Метнеру. 1926.
Op. 41. Три русские песни для оркестра и хора. Посв. Л. Стоковскому. 1926.
Op. 42. Вариации на тему Корелли для фортепиано. Посв. Ф. Крейслеру. 1931.
Op. 43. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра. 1934.
Op. 44. Третья симфония для оркестра. 1936.
Op. 45. «Симфонические танцы» для оркестра. Посв. Е. Орманди. 1940.

Произведения без опуса

  • «Алеко». Опера в 1 д. Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». 1892.
  • Скерцо.
  • Юношеская симфония (1-я часть). 1891.
  • «Князь Ростислав». Симфоническая поэма на стихотворение А. Толстого. Посв. А. С. Аренскому. 1891.
  • Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 1889. Две части:1. Романс.2. Скерцо.
  • Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. 1892.
  • Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 2 части.

и мн. др.

Читайте также:

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.