Рождественские
В Москве открылись XXIII Международные Рождественские образовательные чтения с общей темой «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». На конференцию съехались представители 200 епархий из России, Украины, Беларуси, Казахстана и других стран ближнего и дальнего зарубежья, 135 архиереев, представители государственных органов власти, руководители отделов религиозного образования и катехизации 169 епархий Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники Синодальных и епархиальных отделов, координирующих все формы служения Церкви.

Мало крестить, надо просветить

Поскольку в этом году будет отмечаться 1000-летие со дня преставления равноапостольного князя Владимира, основной темой Рождественских чтений стал сделанный им и вслед за ним всей Русью цивилизационный выбор — выбор христианства. Святейший Патриарх Кирилл в основном докладе на открытии Чтений сказал, что этот выбор приходится подтверждать вновь и вновь:

— На многосложном пути своего исторического развития наше общество не раз становилось и доныне становится перед мировоззренческой дилеммой: сохранить верность тем идеалам и ценностям, принесенным на земли восточных славян равноапостольным Владимиром, сберечь благословенное духовное единство наших народов, за которое так ратовал князь, или же поддаться соблазну свернуть с этого пути, «сдать» свой духовный суверенитет силам иного полюса, отказаться от своей национальной и культурной идентичности, лишь бы сохранить возможность удовлетворять свои материальные потребности, лишь бы избежать неких санкций и ограничений.

При этом в XXI веке продолжает звучать расхожая фраза «Русь была крещена, но не просвещена». Эту проблему в приложении к подрастающему поколению попытались было сгладить введением курса основ православной культуры — но за 34 учебных часа в четвертом классе можно поставить эксперимент, а не решить задачу.

— Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа? Напомню, что концепцией курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение преподавания «Основ религиозной культуры и светской этики» на 2-й — 10-й классы, — сказал Святейший Патриарх. — Однако с окончанием эксперимента по внедрению ОРКСЭ, всеми признанного успешным, расширение курса было как будто «заморожено».

Среди отмеченных Патриархом проблем — и нехватка финансирования ВУЗов для подготовки молодых педагогов, и нехватка финансирования школ, так что каждая школа может содержать лишь одного преподавателя по модулям Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), лишая тем самым детей и родителей свободы выбора предмета.

Так что среди множества упоминаний о сотрудничестве Церкви и государства нашлось место и упоминанию проблем и невыполненных обещаний. Патриарх поручил внести в итоговый документ Рождественских чтений тезис о скорейшем начале конструктивной работы по расширению преподавания религиозных культур и светской этики на все ступени образования. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ответ заявила, что будет возвращаться к этому вопросу.

Кроме Валентины Матвиенко, на открытии форума выступили полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов, министр культуры России  Владимир Мединский, первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк и другие.

Чего участники ждут от Чтений

В программе XXIII Рождественских чтений — более 150 конференций, круглых столов, презентаций, мастер-классов. У всех участников — достаточно конкретные ожидания от общения, будь то обсуждение современной храмовой архитектуры,  тюремного служения, связей с соотечественниками за рубежом или любое другое из 18 направлений конференции.

Например, епископ Алатырский и Порецкий Феодор (Чувашская митрополия) 22 января будет председателем на конференции в рамках Рождественских чтений «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Служение Отечеству». Владыка Феодор рассказал «Правмиру», что хотел бы распространить программу «Социокультурные истоки», изначально развивавшуюся в Вологодской области, как можно шире (сейчас она реализуется в 59 субъектах РФ, в том числе в Чувашской республике). Программа подводит детей к восприятию идей православной культуры, не навязывая конкретных религиозных постулатов.

— Мы распахиваем почву, чтобы послужить всходу семян Православия. Мы возделываем, засеваем, а что вырастет и какой плод принесет — посмотрим. Программа рассчитана и на детей детсадовского возраста, существуют методические материалы для школьников от 1 до 9 класса, и мы готовы составить пособия для ВУЗов, — сказал епископ Феодор.

— Особенность программы в том, что в ней участвуют не только ученик и учитель, но вся семья. Ребенок погружается в тему нашей национальной культуры так, что она не вызывает отторжения. Меняется и отношение детей, и отношение родителей, и отношение учителей к нашей истории и Отечеству. Такое соработничество позволяет двигаться в нужном направлении.

Руководитель отдела по религиозному образованию и катехизации (ОРОиК) Смоленской епархии иерей Роман Павлишов главные практические надежды возлагает на совещание руководителей ОРОиКов разных епархий с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.

— Мы изучаем разработанные коллегами новации, делимся опытом — а потом приезжаем к себе в регионы, начинается апробация чужого опыта. У нас, например, прекрасные отношения с областным и городским департаментами образования, а в других регионах бывает по-разному. Мы испытываем, какие программы актуальнее, что применимо и что неприменимо у нас, прислушиваемся к голосам учителей, которые преподают конкретным Маше, Володе, Оле, — рассказал отец Роман.

— По нашему опыту, голос учителя, его взгляд, авторитет, отношение становится определяющим. А будет ли применяться программа «Истоки», или «Православная культура» Л.Л. Шевченко, или учебник отца Андрея Кураева — это приложение к учителю. Мы все больше внимания обращаем на качество преподавания ОПК, и лучшие педагоги дают мастер-классы, выступают на конференциях — у них есть задор, интерес, они как ледоколы, помогают другим развиваться.

Рождественские чтения в этом смысле — праздник, который очень заряжает благодаря встречам с интересными людьми, с коллегами, дает чувство общности, уверенность, что ты не один на этом поле изобретаешь велосипед. Ведь многим кажется, что они в своем регионе одни, а на чтениях мы видим, что нас десятки и сотни.

Кроме просветительской работы, на Рождественских чтениях обсуждают социальное служение, работу со СМИ, окормление казачества, проблемы жизни единоверческих приходов (тех, кто служит и молится по старому, дониконовскому обряду).

Игумения Елизавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, рассказала, что в обители в предстоящие дни будут проходить три секции: по работе с бездомными, по работе с алкозависимыми людьми и по работе с детьми-инвалидами.

— Специфика нашей обители — социальная работа, и Рождественские чтения дают людям из регионов нашу площадку для обмена опытом. Они делятся своими проблемами, мы узнаем об их проектах. Каждый год мы приобретаем и новые знания, и новых друзей в области церковной социальной работы, — рассказала матушка Елизавета.

— Также в течение двух дней я буду присутствовать на секции, посвященной монашеству — здесь мы учимся, а не делаем доклады. Мы стали ставропигиальным монастырем (а по сути были им и раньше), но у нас сохранились все особенности, заложенные Великой Княгиней Елизаветой. Это было специально оговорено в решении Священного Синода: сохранились два разряда сестер (монашествующие и сестры милосердия), развивается и монашеское делание, и служение людям.

Настоятель Свято-Покровского храма города Екатеринодар, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Кубанского казачьего войска протоиерей Иоанн Гармаш 22 января на секции Синодального отдела по взаимодействию с казачеством будет рассказывать о нравственном воспитании казаков и казачат, о взаимодействии атаманов и духовенства.

— Сегодня значение казаков огромно: они помогали провести референдум в Крыму, стояли на рубежах полуострова, и по сегодняшний день помогают всей России. В Москве, может быть, их и воспринимают как ряженых, но на Кубани это живая общность. Были и ряженые, но на сегодня они отсеялись, — уверен отец Иоанн.

— Нынешние казаки — целеустремленные люди, имеющие свою культуру и защищающие свое отечество. У них есть идея — защита рубежей Родины и сохранение духовного и культурного наследия Русской Православной Церкви. Когда-то казачество было национальностью, а сегодня для русского, который разделяет эти ценности и желает служить Отечеству в казачьих рядах, дверь открыта. При этом казаки могут зарабатывать на пропитание как охранной деятельностью, так и сельским хозяйством и частным бизнесом.

Церковь, государство, общество: дело за обществом

Руководитель информационной службы Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) сформулировал роль Рождественских чтений в активизации церковно-государственного и церковно-общественного диалога.

— Отношения Церкви, государства и общества — это огромный треугольник. Каждая из этих трех сущностей живет по своим особым законам, и свести три «модуса вивенди» в одну общность трудно. Один возможный образ попытки их взаимодействия — тройка, которая скачет в определенном направлении, другой — «лебедь, рак и щука». Что получится у нас? Церковь живет таинственной и молитвенной жизнью, ей такие форумы не особо нужны; государственная власть принимает свои решения в закрытом режиме; но всем важно видеть друг друга.

Конечно, Валентина Матвиенко и Александр Беглов не будут расхаживать с нами по Кремлевскому дворцу — но и им нужно нас увидеть. Тем более Церковь у нас уже существует две тысячи лет, власть тоже изрядно существует (и мы ее признаём), а вот общество у нас пока едва-едва зарождается. И такие мероприятия, как Рождественские чтения, когда из провинции приезжают люди, знакомятся и общаются, — это и есть тело общественной жизни.

Наш форум — это, так сказать, «ход» общества в этой шахматной партии, когда оно собирается и заявляет о себе. Сюда приезжают и представители местной власти из регионов, но здесь они — представители общества, а вернутся к себе — будут действовать уже как власть…

* * *

За пару часов до торжественного открытия Рождественских чтений в Государственном Кремлевском дворце можно было наблюдать необычайную концентрацию подрясников и скуфеек, платочков и юбок в пол на фуд-корте «Охотного ряда». Через час после завершения торжественной части форума в метро всё еще втекал широкий ручей «отцов, братий и сестер». Видимо, примерно так должна выглядеть Россия, когда (если) цели Рождественских чтений будут достигнуты.

02

03

04

06

07

08

09

09_01

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

23

24

27

28

29

30

33

34

36

37_2

38

39

40

42

44Фото Анны Гальпериной

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.