Вопрос. У подростка эмоциональное расстройство. Он лечился в стационаре, продолжает работать с психологами, принимает терапию. Но вернуть подростка в школу и спорт не получается. Трудно идет на контакт, иногда говорит, что пойдет в школу, но приходит время, он вновь отказывается и злится, если пытаемся говорить на эту тему. До болезни все 6,5 лет, то есть до середины 7-го класса, учился отлично. Как быть, если все советы и рекомендации не действуют? Иногда встречается с другом, хорошо общаются. Что происходит с сыном, как быть?
Продолжайте лечение у психиатра
Не видя картину в целом, тяжело сказать, почему ребенок не хочет возвращаться к привычным занятиям. Но отмечу, что выписка из больницы — это не автоматическое завершение всех проблем. Именно поэтому важно и дальше наблюдаться у детского врача-психиатра, а также корректировать с ним медикаментозную терапию, исходя из актуального состояния подростка и динамики заболевания.
Скорее всего, вы с сыном уже прошли большую часть пути к выздоровлению, но оставшиеся шаги также надо осилить. Причем не только с врачом-психиатром, но и с психологом или с психотерапевтом.
Есть как минимум три основные причины отказов детей от школы и столько же способов преодоления проблемы, которые могут быть применимы в описанной ситуации. Может, какой-то из них подойдет вам.
Восстановите доверие
Если ребенок, работая с психологом, трудно идет на контакт с родителями, то этот факт нельзя оставлять без внимания. В первую очередь я рекомендовал бы обратить внимание именно на связь «родитель — ребенок», характер взаимоотношений в семье. Прежде всего стоит задуматься, есть ли у ребенка возможность высказывать свободно свое мнение и чувства. Хорошо бы обратиться за консультацией к семейному психологу.
Зачастую подростки на приеме жалуются, что их никто не понимает. Родители от них вечно что-то требуют: результаты, оценки, уборку. А в это время с самим ребенком столько всего происходит!
Колеблется его настроение, меняется тело, возникают и развиваются отношения с друзьями и подругами.
Порой подростку самому сложно себя понять и принять. Бывает, что ребенку тяжело в школе, она надоела со своими «надо», а тут еще бесконечные требования дома.
Не забывайте, что родитель для ребенка — это значимый взрослый, задача которого любить и поддерживать, быть опорой в тяжелых ситуациях. Особенно если у подростка есть психологические проблемы.
Семейный психолог или психотерапевт поможет восстановить доверие между вами и ребенком. Это поможет вам понять истинные проблемы вашего ребенка, которые мешают ему вернуться к привычным занятиям, и помочь их преодолеть.
Исключите буллинг в школе или спортивной секции
Важно исключить буллинг. Постарайтесь выяснить, нет ли травли в школе или, реже, на стороне — в секции, кружке или во дворе. Возможно, ребенок боится об этом сказать. И не хочет возвращаться в спорт или общеобразовательную школу именно по этой причине.
Выяснить это поможет честный и доверительный разговор с ребенком, возможно, не без помощи семейного психотерапевта. Можно поговорить с классным руководителем или попросить помощи и поддержки у школьного психолога. Если окажется, что именно травля со стороны одноклассников мешает вернуться к учебе, проблему надо решать совместно с администрацией школы. Для этого есть замечательные проекты, например «Травли.NET».
Поощряйте самостоятельность
Третьей причиной отказа от учебы и спорта может быть утрата мотивации.
Отсутствие интереса или охлаждение к учебе порой возникают из-за гиперопеки родителей. Когда мама и папа буквально все решают за ребенка, перегружая его. Прибавьте сюда переходный возраст, прием терапии, пристальное внимание к состоянию ребенка в семье.
Возможно, стоит пересмотреть нагрузки и учебное расписание. При этом было бы здорово сделать это вместе с ребенком.
Можно сказать так: «Мы видим, что ты устаешь, тебе сейчас сложно. Давай вместе подумаем, что можно сделать. Чего бы ты сам хотел изменить?»
Поощряйте самостоятельность. Переходный возраст — это период, в который подростку важно чувствовать себя взрослым. Отказ ходить в школу — чаще всего способ подростка отстаивать свои границы. Найдите, где вы можете дать ребенку эту самостоятельность. Наконец, дайте ее.
Не критикуйте ребенка, особенно в присутствии других. Если есть какие-то объективные ошибки, лучше спокойно разобрать их строго наедине.
Отдельно хочется сказать, что важно, чтобы в любой ситуации ваш ребенок чувствовал себя любимым и принятым. Поэтому прямо сейчас вспомните, что вы — любящий взрослый, и обнимите его!