Турция возвращает церкви и монастыри

|

Александр Сотниченко

27 августа турецкое правительство выпустило указ, согласно которому Турция обязалась возвратить немусульманским религиозным общинам имущество, конфискованное после 1936 г.

Согласно закону, общинам будут возвращено недвижимое имущество, а именно здания церквей и монастырей, прочие здания, источники, кладбища, а за имущество, ныне находящееся в руках иных собственников, будет начислена соответствующая компенсация.

Решение было оглашено премьер-министром Р.Т. Эрдоганом во время традиционного ифтара – разговения во время поста, на который были приглашены представители религиозных общин Турции.

Встреча прошла в Стамбуле в Археологическом музее. Представители общин с восторгом поддержали инициативу турецкого руководства, в частности, патриарх Константинопольский Варфоломей отметил, что: «Турция находится на верном пути», а главный раввин Турции Исхак Халева назвал назвал возвращение имущества «революционным шагом». Известный турецкий журналист армянского происхождения Маркар Эсаян так прокомментировал решение Анкары:

«Этот закон имеет особое значение, поскольку показывает изменение отношения государства к немусульманам. Это решение означает больше, чем просто устранение дискриминации меньшинств. Меняется само государственное мышление. Греков, армян и евреев государство уже не считает чужими или носителями угроз».

В самой ближайшей перспективе планируется передать в руки прежних собственников целый перечень объектов, в частности, только в Стамбуле: Церковь Панагия в районе Йеникёй, два дома и участок земли в Сарыйер, имущество, принадлежавшее ранее греческой больнице в Балыклы (всего 178 построек), одна фабрика, три кладбища, собственность фонда церкви Св. Николая в Йеникёй и некоторое другое имущество. Желающим предлагается подавать заявки на возвращение имущества турецким властям в течение 12 месяцев.

В связи с таким решением Анкары у людей, не искушенных в особенностях взаимоотношений религиозных меньшинств и турецкого правительства, возникает множество вопросов: почему турки пошли на такой шаг, какова реакция на него в Турции, почему за точку отсчета взят 1936 год и как это отразится на судьбе православных Турции?

Данное решение правительства Турции является отнюдь не спонтанным, а подготовленным всем девятилетним периодом нахождения у власти партии Справедливости и Развития. Ее политическому лидеру премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану удалось отказаться от традиционного националистического лозунга прежнего руководства «Турция для турок» и сделать шаг навстречу объективным изменениям, происходящим в современном мире.

За последние годы Анкаре удалось признать само существование курдов и их национальные права, восстановить святыню армянского народа – церковь Святого Креста в Ахтамаре, примириться почти со всеми соседями, значительно улучшить отношения с Россией.

Этот новый шаг отнюдь не является продиктованным ЕС, как считают некоторые западные СМИ, но является продолжением политики, которую проводит новая Анкара. Роль Евросоюза, которые неоднократно требовал от Анкары решить вопрос с конфискованным в республиканский период имуществом, конечно, недооценивать нельзя, однако, в вопросе признания Кипра и геноцида армян европейские политики не достигли успехов. Мало того, в июле 2011 г. премьер-министр Турции пообещал прервать переговоры о вступлении с ЕС в случае, если Кипрская проблема не будет разрешена и выступил против председательства Кипра в ЕС.

Возвращением имущества общин Турция добивается не только роста авторитета на Западе. В первую очередь, этот шаг продиктован новой ролью, которую пытается играть Анкара на всем пост-османском пространстве. В условиях революций на Ближнем Востоке, продолжающейся нестабильности на Балканах Турция с ее бурно развивающейся экономикой остается настоящим островком спокойствия в регионе. Из слаборазвитого восточного фланга НАТО и вечного просителя на пороге ЕС Турция превратилась в самостоятельного регионального игрока с очень серьезными глобальными амбициями, которые невозможно реализовать, оставаясь в плену узкой идеологии национализма.

Революционная ситуация, которая сложилась сейчас на Ближнем Востоке, Турции не страшна. Фактически, смена режима там уже произошла в 2002 г. через свободные выборы. К власти пришли люди, довольно успешно совмещающие религиозные взгляды и умения найти свое место в глобальной экономической системе. Пример турецких реформ вдохновляет многих нынешних арабских революционеров, а Турция не прочь усилить свое политическое, экономическое и культурное влияние в регионе.

В арабском мире немало христиан, а на Балканах так и вовсе они составляют подавляющее большинство населения. Современная Турция хочет перевернуть печальные страницы своего прошлого и отказаться от последствий дискриминации турецкого христианского и иудейского населения. Это должно повлиять на улучшение имиджа Турции как в регионе, так и во всем мире, облегчить ее становление в качестве новой региональной державы.

За основу взаимоотношений между государством и общинами принято положение Лозаннской конференции 1923 г., согласно которому греческая православная община Стамбула, а также островов Имврос и Тенедос, армяно-грегорианская и иудейская общины получили статус меньшинств под охраной турецкого государства, однако, впоследствии этот статус неоднократно нарушался. В 1936 г. был принят закон, обязывающий все общественные организации и фонды декларировать все движимое и недвижимое имущество, которое облагалось специальным налогом.

Таким образом, государство пыталось поставить под свой контроль все потенциально опасные социальные движения, в том числе религиозные. В годы Второй Мировой войны греческие, армянские и еврейские предприниматели оказались под значительным давлением государства, часть их имущества было конфисковано. Дискриминационные кампании, вынуждавшие тысячи людей покидать Турцию, проходили также в 1955, 1963, в 70-е гг. и были связаны с обострением Кипрского вопроса. Именно это имущество будет постепенно возвращаться в собственность общин.

Известно, что наиболее крупные конфискации происходили и ранее – в отношении армян в 1915 г., в отношении греков в 1924 г. В первом случае современная Республика Турция не считает себя ответственной за преступления младотурецкого правительства, вопрос же обмена населением и имуществом 1924 г. с Грецией был урегулирован на той же самой Лозаннской конференции 1923 г. и не может быть пересмотрен. Таким образом, возвращение конфискованного имущества православным грекам будет касаться только Стамбула и двух небольших островов, где им было позволено жить после обмена населением в 1924 г.

Реакция на данное заявление турецкого руководства оказалась крайне неоднозначной. Оппозиция (в основном, националисты, сторонники прежнего курса развития страны) давно считают, что Эрдоган проводит свои реформы не в пользу Турции, а с целью получить одобрение из США и ЕС. Многие критикуют политику сближения с Россией и Арменией. Националисты считают, что имущество было конфисковано законно и должно оставаться в собственности турецкого государства.

Также есть еще один щекотливый вопрос. В 1924-1925 гг. первый президент Турции Кемаль Ататюрк провел секуляризацию собственности мусульманских религиозных организаций, в результате чего государству отошли огромные вакуфные (т.е. принадлежащие мусульманским общественным благотворительным организациям) фонды. Сами организации, такие как суфийские ордена, например, были запрещены, а их имущество конфисковано.

Возникает вопрос: должна ли власть возвращать изъятую вакуфную собственность, и если должна, то кому, поскольку легальных наследников запрещенных по сей день орденских структур не существует?

Для православных греков Стамбула возвращение недвижимости станет серьезным испытанием. Ведь во всей Турции их осталось не более 4000 человек. Многие наследники за время гонений переселились в Грецию и не собираются возвращаться. Если начать просто продавать недвижимость, то это может негативно сказаться на имидже Церкви и близких к ней организаций.

Однако, в связи с кризисом в Греции, многие греки могут начать переселяться обратно в Стамбул и возродить умирающую греческую общину. Стамбул вновь может заговорить по-гречески. На базе полученной недвижимости можно организовать паломнические центры, гостиницы, монастыри, возродить семинарии, создать научные институты по изучению византийского наследия и истории греческого Стамбула, которые привлекут ученых со всего мира.

Читайте также:

Понтийский геноцид

Божья Матерь Черной горы (Фоторепортаж)

Литургия в древнем монастыре Турции

Каппадокия – христианская жемчужина Турции

Православные храмы Турции

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Самореализация и получение удовольствия — главные аргументы молодежи при выборе профессии
Филармония, шахта и детская больница - есть ли разница для музыканта
Глава “Ракфонда” - о том, как объяснить людям связь между наукой и их здоровьем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: