Однажды я везла Анатолия Вассермана
Таксист, стаж работы 13 лет, Москва
— Я долго сидела с ребенком дома, не работала по той специальности, которую получила. И решила уже, что ребенок вырос, а мне скучно дома сидеть. Машину водить я и умею, и люблю. Вот и пошла в таксисты поработать. До сих пор работаю. Люди удивляются, некоторые настороженно относятся, а в ходе поездки, наоборот, расслабляются. Машину я вожу очень хорошо, пассажиры говорят: «У нас мужчины так не водят, как вы водите».
Радует, когда работа идет хорошо, заказ за заказом, и не стоишь. Люблю ездить в дальние поездки в Подмосковье или даже за пределы Московской области.
Однажды я везла Анатолия Вассермана. За 20 минут поездки он мне много чего успел рассказать про науку, про температуру замерзания азота. Было интересно.
Главная новость последних лет: пришли агрегаторы, Яндекс, Ситимобил, Gett. Сначала с ними было нормально: и расценки хорошие, и настоящий таксометр. А сейчас фиксированный тариф и очень маленькие расценки. У меня есть своя диспетчерская, где я беру машину в аренду. Когда там есть заказы, конечно, мне лучше: у нас хорошие расценки. Если нет заказов по нашей программе, приходится работать с агрегаторами.
Я работаю по графику 2 через 2 со сменщиком. Двое суток машина у меня, делай, что хочешь. Приходится выжимать из себя по максимуму: работаю по 15-16 часов. Иногда, если ночью мало спала, чувствую, не выспалась, с утра немного поработаю, потом посплю прямо в машине, мне рост позволяет полностью вытянуться. Потом снова работаю.
У таксистов нет оклада, только заработок. У меня в месяц выходит около 45-50 тысяч рублей. Это совсем немного.
Как агрегаторы пришли и начали свою дурацкую политику, совершенно ничего не зарабатываем.
Они борются друг с другом за пассажиров. Пассажирам, конечно, выгодны низкие цены, поэтому и пассажиропоток вырос. С нас агрегаторы берут высокий процент. У Яндекса, например, по «комфорту» и «комфорту плюс» — 30%.
Что касается ГАИ, проходят рейды. Они проверяют всю документацию, наличие путевого листа, бейджа. Просто так никто не прессует, но важно, чтобы со всеми бумагами все было в порядке.
За эти годы изменились сами пассажиры. Яндекс сейчас сильно уронил цены в «комфорте» и «комфорте плюс», и, соответственно, стала ездить совсем другая публика. У пассажиров сплошь и рядом меняются планы: «Давайте мы заедем в аптеку», «Давайте еще в магазин». Я отвечаю, что у меня фиксированный тариф из точки А в точку Б, и если будем куда-то заезжать, надо изменить маршрут и добавить точку. «Нет, почему мы должны менять? Мы платим деньги, и все!», люди не хотят ничего слушать. А если оставляют плохой отзыв, ставят единицу, падает рейтинг. От этого может уменьшиться количество заказов. Дурацкая система: пассажир ведь может поставить такой отзыв просто из-за плохого настроения.
Агрегаторы для таксистов — это зло! Для пассажиров они удобны до поры до времени. Очень много аварий. Пассажиры платят копейки и не думают, кто за эти копейки работает. Очень много мигрантов, в Москве 80% таксистов — приезжие. Я вижу, как они ездят. Ездила сама как-то с ними на экономе. Они по-русски не говорят и не читают, не знают города и не умеют водить. Это не таксисты. Мы их называем «яшковозы». И нет никаких проверок ни стажа, ни навыков, вообще ничего. При этом у таксистов есть ответственность, а вот у агрегаторов никакой. Они говорят: «Мы просто информационный сервис, вся ответственность на водителе». Пассажир ничем не защищен в этом случае, и если что-то произойдет, он сам будет со всем разбираться.
Единственное, что можно сделать, — вызывать не эконом, а комфорт и комфорт плюс. Там все-таки немножко другие люди работают: машины дороже, на них не сажают кого попало. Кроме того, вызывайте такси через маленькие диспетчерские. Это совсем другие водители и совсем другие пассажиры: более вежливые, оставляют чаевые, не хамят. 99%, что это будет хороший, вежливый пассажир и такой же водитель.
Не знаешь, на кого нарвешься — становишься психологом
Таксист, стаж работы 15 лет, Пермь
— Таксистом я работаю 15 лет, до этого работал водителем на скорой. Последние четыре года я в Яндекс.такси, все время, что они есть у нас в городе. Частного извоза в Перми нет: в аэропорту только стоят, человек пять или шесть, стареньких, и на железнодорожном вокзале примерно столько же. Смысла потому что нет: Яндекс все сожрал.
За все это время ничего к лучшему не изменилось. Когда я пришел пятнадцать лет назад, бензин стоил 9.50, а цена заказа была не менее ста рублей. А сейчас, сами понимаете, в стране работы нет, люди приходят в такси попробовать. Кому-то нравится, и он остается, кто-то через себя перешагивает. Кто хочет, тот работает. Кто не хочет, тот ищет причины. Я в такси, потому что засосало это болото.
У меня есть свободное время и, по большому счету, нет начальства. Я пашу каждый день, но не по 12-14 часов, как некоторые улетают. Утром вышел на 3-4 часа, вечером так же, днем — с семьей. График я себе не выстраиваю. Ни перед кем, кроме своей семьи, я не отчитываюсь. Меньше тысячи не везу домой никогда. Бывает и полторы, и две. Работаю каждый день, выходные, бывает, сам себе делаю, когда уж совсем не хочется работать и лень. В месяц выходит 30-40 тысяч. Для Перми, в принципе, это нормально. У нас средняя официальная зарплата 36 тысяч рублей, но если заглянуть на Авито, в объявления по поиску работы, то в реальности это где-то двадцатка.
С клиентами всегда тяжело. Мы в каком-то смысле считаемся обслугой.
Раньше таксисты были «белой костью», не каждый мог себе позволить за сто рублей какое-то количество километров проехать.
К таксистам относились абсолютно по-другому. А сейчас мы, грубо говоря, за 70 рублей везем четырех человек, полную машину. Ездим по цене автобуса. И чтобы хоть что-то заработать, приходится ездить больше, чем бы хотелось.
Лет десять назад был у меня постоянный клиент, Сашка. В 12 ночи как-то звонил: «Поехали в Москву!» Ему надо было срочно в столицу, на поезде получалось долго, около двух суток, а на самолете только ночами тогда рейсы были, и билеты тогда не всегда достать можно было. Я тогда был помоложе, подурнее: нарушая правила, мы за 16 часов домчали из Перми до Москвы, 1400 километров. В Уфу тоже как-то ездил с интересным пассажиром. Он — нефтяник, много про свою жизнь рассказывал: кто, откуда, чего. С Екатеринбурга как-то вез дядьку, всю дорогу он мне про семью Романовых рассказывал, было очень интересно. Вообще когда на дальняки ходишь, интересно бывает. За 15 лет я весь Пермский край объездил. Это самая лучшая в мире профессия, для меня по крайней мере. Я балдею от нее.
Народ сейчас безумный. В основном нашу братию беспокоят родители. Многие не указывают, что у них дети. Я, например, с детьми не вожу: нет ни кресел, ни удерживающих устройств. Родители, бывает, и угрожают, и матерят на чем свет стоит. Но давайте разберем ситуацию: непристегнутый ребенок или взрослый пассажир погибает или травмируется в моем авто. Это непредумышленный вред здоровью, повлекший за собой травму или смерть. Что тогда мне делать? Пять лет за решеткой думать и винить себя, зачем я их повез? Нет, спасибо. Есть и те, кто с физикой вообще не знаком, говорят: «Я с ребенком пристегнусь».
Я борюсь за то, чтобы все пассажиры пристегивались. Задние почему-то не всегда это делают. Считают себя бессмертными, наверное.
В день не по разу слышу: «Вы — первый, кто просит пристегиваться». Есть такие, кто хлопает дверями: «Никогда не пристегивался и не буду!»
Вспомнил сейчас историю своего первого «кидка». Я работал тогда в такси «Экспресс», Заказ, приехал, вышли две девушки с пакетами. Пакеты закинули в багажник, доехали до адреса. Девушки берут в руки, сколько могут, по два-три пакета и заходят в подъезд: «Сейчас за остальным и заплатим». Сижу пять минут, десять, никого. Тогда работали на рациях, я диспетчеру говорю: «Позвоните девушкам, что-то долго не выходят, а у них тут вещи». Тогда молодой был, не соображал, что такое вообще возможно. Потом сообразил: они съезжали со старой квартиры, видимо, и в оставшихся пакетах был просто мусор. Вот, довез девчонок бесплатно и еще помог им выкинуть мусор. Смешанные чувства были: и смешно, и горько. Такого потом больше не было, конечно. Теперь всегда беру заранее.
Работа все равно опасная: дураков хватает. Ты никогда не знаешь, на кого нарвешься. С другой стороны, по одному только «Здравствуйте» понимаешь, что из себя представляет клиент, в каком он настроении, вплоть до того, какую музыку он любит слушать. Так или иначе, становишься психологом. Был случай: девушка перед свадьбой всю ночь сидела у меня в машине, пила вино и ела яблоки. Делилась своими опасениями по поводу вступления в брак. Успокаивал ее, как мог.
Чтобы заработать 25 тысяч, ты должен быть рабом машины
Таксист, стаж работы 6 лет, Смоленск
— Шесть лет назад у меня была семья, надо было ее обеспечивать. На тот момент я мог содержать семью, работая в такси, и находиться при этом вечерами дома и еще выбирать себе свободное время, когда надо.
За шесть лет много что изменилось. Во-первых, упали доходы. Выросла конкуренция за счет монопольных служб. У нас в городе это Яндекс.такси, Везет и Максим. Соответственно, цены в тарифах и направлениях постоянно демпингуют. Сейчас тарификация упала процентов на 40 ниже, чем было, когда я устроился на работу. Я с агрегаторами практически не сотрудничаю, пользуюсь региональными службами. Поддерживаю смоленские таксомоторные парки. А у них сейчас идет именно борьба за выживание. Монополия заинтересовывает водителей разными поощрениями в виде денежных бонусов и пользуется преимуществом. А регионалы на стадии вымирания уже.
Если верить рекламе, большие компании гарантируют пассажирам их безопасность, но это неправда. Очень много случаев в больших городах, где у агрегаторов случались аварии с летальными исходами пассажиров. Но ответственности у агрегатора за это нет никакой: они предоставляют информационные услуги, а водитель уже по своей инициативе пользуется ими или нет. Агрегаторы себя защитили.
В случае с регионалами при ДТП ответственность лежит на таксопарках. Но в последнее время они тоже ищут методы, чтобы от этой ответственности уйти. Не хотят брать такой риск на себя.
Чтобы человек стал таксистом, вообще никаких требований не нужно. В России возможно, что вчера человек купил права, а сегодня кого-то повез.
Есть люди, работающие под чужими логинами. Например, человек знает, что может водить, и ему нужна подработка, и он просит друга, у которого стаж выше, зарегистрировать его на левом аккаунте под своим именем. Контроля практически нет. А пассажиры об этом не думают: подача автомобиля осуществилась, они сели и поехали. Они же не знают, какой у водителя стаж. Они могут возмущаться только по поводу его манеры езды.
В монополиях, если на этого водителя придет жалоба, будут разбираться, проводить проверку. Могут заблокировать водителя или наложить на него штрафные санкции. В региональных отслеживают происходящее простым путем: созваниваются с водителем, если проблема серьезная, просят приехать в офис или по телефону решают конфликт.
Сейчас в Совете Федерации вносятся изменения в законопроект по урегулированию деятельности таксистов. Они добавляют дополнительные лицензии, со следующего года собираются вводить кассовые аппараты. Для таксистов это лишние затраты и лишние налоги. Очередная возможность для агрегатора платить водителю еще меньше.
За эти пять-шесть лет доходы упали в 2-2,5 раза, а время работы за рулем возросло на 4-6 часов. Когда я только устроился, зарплата составляла 45-50 тысяч в зависимости от рабочих календарных дней, а время работы — 10 часов с часовым обедом. Сейчас зарплаты упали до 25-30 тысяч рублей, а время работы выросло до 15-17 часов в день. За восемь часов рабочего дня ты не заработаешь ничего. Чтобы хоть какой-то доход был после всех выплат, надо работать минимум 12 часов. При этом все расходы ложатся на водителя: аренда автомобиля, топливо, налоговый сбор от заказов.
Я сейчас ищу другую работу. Работая в такси, ты, как личность, себя уничтожаешь. Чтобы заработать эти 25-30 тысяч, ты должен быть рабом машины и агрегатора.