Министерство просвещения совместно с благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» выпустило методические рекомендации о том, как эффективно помогать детям в сиротских учреждениях. О том, почему навык важнее игрушки и как поддержать кровную семью, «Правмиру» рассказала директор фонда Елена Альшанская.

Мы и раньше участвовали в подготовке разных рекомендаций для организаций для детей-сирот. Например, несколько лет тому назад были рекомендации по профилактике отказов от новорожденных Министерства здравоохранения. Их тоже готовили в сотрудничестве с несколькими некоммерческими организациями, которые занимаются темой профилактики отказов, включая нашу.

Тем не менее, я бы не возлагала слишком больших надежд на эти методические рекомендации. Это документ, который позволяет учреждению получить понимание, как можно выстроить свою работу как-то по-другому, но не обязывает его абсолютно ни к чему.

В детдома приезжают, но жизнь сирот не меняется

Эти рекомендации адресованы в первую очередь некоммерческому сектору. Они о том, как выстраивать эффективную работу в интересах детей и взаимодействовать с сиротскими учреждениями.

Несколько лет назад мы проводили мониторинг реформы сиротских учреждений, когда вступило в силу постановление № 481. Мы проехали больше 30 регионов и не нашли ни одного детского дома, даже в глубинке, в который не приходили бы общественные организации или волонтеры. С другой стороны, 80% того, что они делали — это разовые выезды с развлекательными мероприятиями, праздниками, подарками, мастер-классами, с чем-то достаточно, будем честными, поверхностным. Но это огромные финансовые и человеческие ресурсы.

Люди действительно приезжают, в том числе в удаленные учреждения, они тратят на это силы, время, деньги. При этом жизнь ребенка не меняется никак.

Наша задача была в том, чтобы дать такой ориентир, как можно свои ресурсы и усилия направить на то, чтобы изменить жизнь ребенка. Мы говорим о проектах, направленных на профилактику сиротства, на семейное устройство и на долговременные отношения ребенка с наставниками, на образовательные программы, на постинтернатную поддержку выпускников.

Пока мы тратим свое время и усилия на то, чтобы поставить спектакль, доехать туда и показать его детям. Но мы могли бы столько же усилий потратить, чтобы приезжать туда в качестве наставника к конкретному ребенку, нанять репетитора и помочь детям сдать ОГЭ, или потратить деньги на то, чтобы купить дров кровной маме ребенка, сидящего в приюте из-за того, что зимой им нечем топить печь. Сделать то, что могло бы повлиять на изменение пути и траектории жизни ребенка.

«Когда рядом сильный, и он — за тебя». Как наставник помог сироте из Тульской области поступить в московский вуз
Подробнее

Какая поддержка нужна ребенку

С моей точки зрения, больше всего не хватает проектов, направленных на работу с кровной семьей. Ее недостаточно поддерживают и на государственном уровне. Очень часто, если ребенок уже находится в детском доме, то никто уже не стремится восстановить его возможность жить с родителями.

Семья, конечно, может попытаться самостоятельно решить свои проблемы. Но зачастую при серьезном неблагополучии, отсутствии ресурсов и веры в свои силы родители детей, которые находятся в детских домах, с этим не справляются.

Огромное количество — 30% детей находится в организациях для детей-сирот по добровольному заявлению родителей.Многие дети живут в социальных реабилитационных центрах, которые не являются организациями для детей-сирот.

В итоге мы видим очень серьезный дефицит как раз социальных организаций, которые выстраивали бы такую серьезную работу с родителями. Иногда этим социальным организациям, которые все же есть в каком-то количестве, очень не хватает ресурсов.

Мне рассказывала одна девушка, волонтер такой неофициальной группы, как они на Новый год поздравляли детей в СРЦ. Они приехали 31 декабря, что тоже бывает редко, потому что обычно все, кто дарит детям подарки, Новый год проводят со своими детьми, а к этим приезжают «вокруг да около». И вот она рассказывала: они приехали к этим детям, кучу денег потратили, продумали все праздники, спектакли, костюмы, подарки. И она спросила у одного ребенка, у второго: какая у них самая большая мечта на Новый год? Большая часть детей сказала, что их мечта — чтобы мама могла прийти к ним, чтобы они могли оказаться дома с ней.

Мамы живут в 40 километрах без возможности доехать. Детей им никто не отдаст по разным причинам — у кого-то алкоголизм, у кого-то бедность. Никому даже в голову не пришло устроить Новый год с родителями для этих детей. Это притом что были бы затрачены те же самые усилия.

Особенно остро эта проблема стоит в регионах. Зимой многие дети попадают в СРЦ из-за того, что у людей не работают печки, не получилось заказать дрова или они кончились, или еще что-то произошло. Есть пара НКО, которые эти дрова для малоимущих собирают, но этого недостаточно. То есть важно закрывать, пусть даже разово, истории, которые реально приводят к тому, что дети оказываются в приютах или в детских домах, не из-за насилия в семье, а когда им совершенно не надо там оказываться.

Детские дома меняют детей даже на генетическом уровне. А у нас реформируют систему вместо того, чтобы с ней бороться
Подробнее

Когда мы говорим про новогоднюю сказку, для большинства этих детей настоящим чудом было бы оказаться к Новому году со своей родной мамой или в новой, уже постоянной приемной семье.

Если люди действительно хотят совершить это чудо для ребенка, то можно подумать, что мы можем сделать своими силами, или, что лучше, найти уже работающую общественную организацию и помочь ей. Это те, кто оказывает помощь кровным семьям, кто поддерживает приемные семьи. Работает с детьми в формате наставничества и подготовки к самостоятельной жизни (нет, разовые мастер-классы по бисероплетению и приготовлению пиццы не готовят к самостоятельной жизни).

Наставничество — это подспорье для детей, которые в прежнюю семью не вернулись и новую не нашли. Чтобы хоть кто-то из взрослых людей был с ним рядом в ситуации, когда он выпустится из детского дома, и оказывал ему какую-то поддержку, потому что им, конечно, сложно, они выросли в ситуации тотального иждивения. 

Все эти праздники с подарками воспитывают у ребенка потребительское отношение к миру.

Регулярно вовлеченный в разовые «наезды» посторонних людей, он чувствует, что по-настоящему никому не нужен (все поулыбаются, отдадут дары и уезжают, оставляя его тут) и при этом ему все должны — подарки, развлечения, льготы, потому что он — сирота, не такой, как все.

Но при этом все эти прекрасные праздники с подарками обычно заканчиваются, как только ребенок выходит из детского дома. Тебе исполняется 18 или 16, и ты тут же оказываешься по ту сторону этого красивого мира с людьми, желающими помочь сироткам. И больше нет никаких спектаклей, никто к тебе не приезжает, никаких подарков тебе никто не дарит.

Тебе 18, ты никому не нужен, ты не очень справляешься со своей жизнью, и уже это никому не интересно. Ничего в целом у ребенка не изменилось, но дальше он оказывается в этом вакууме, потому что вся прекрасная забота о нем от кучи незнакомых людей осталась там, за воротами детского дома, навсегда.

Хорошо бы, помогая, начать думать о том, какой результат принесет ваша помощь. Как она может изменить эту ситуацию для ребенка.

При поддержке Фонда президентских грантов

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.