Дорогой Дмитрий,
Давайте лучше сначала разберёмся с тем, что вообще такое прощение. Его можно понимать двояко. По-другому, если смотреть греческий текст молитвы «Отче наш», где говорится «и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим», в славянском тексте говорится более точно «и остави нам долги наша…» Простить – значит 1) оставить, отпустить человека с его грехами и 2) освободить его от его грехов. По-моему, первое как раз Бог делает постоянно для всех без исключения! Но здесь есть и обратная сторона. Бог всё время отпускает нас на свободу, но наша собственная свобода часто ведёт нас в тупики и приводит к обратному результату – порабощению грехам! И освободить от этого порабощения нас тогда сможет только Бог, ибо у нас собственных сил на это нет. Но только если мы сами этого захотим! Соответственно, если мы сознаём свои слабости и грехи, мы просим Бога, чтобы Он нас освободил от них, и в этом смысле можно понимать просьбы о прощении и помиловании, которые каждый раз мы читаем или слышим. И то не всегда мы сразу получаем просимое, и до конца жизни от своих греховных привычек не всегда освобождаемся. Скорее всего потому, чтобы не возгордились, возомнив себя чистыми и совершенными, и не впали бы после этого в еще худшие виды греха. Но того, кто закоснел в своих грехах и их за грехи не считает, как может Бог освободить против его собственной воли? И в этом плане, если прощение грехов понимать как освобождение от них (оставление, отпущение), оно не может быть совершено против воли человека, если он сам не желает от них освободиться. А наша задача с разными грешниками, если они как-то плохо поступают с нами, не держать на них зла, не отвечать злом за зло, хотя это не будет означать, что мы одобряем их поведение. Бог как раз так и делает – любит всех грешников, не мыслит зла, долготерпит и т.д., но не принимает их грехи.