Дорогой Марк,
Я думаю, что здесь язык метафор. И что милость Бога и любовь, с одной стороны, и суд Божий, с другой, — это две стороны Его промысла. Огонь вечный, естественно, будет невещественным, и дьявол с его слугами будут пребывать в этом огне собственной зависти, ненависти в ее бессилии, если можно так предположить. Сам Бог для бесов будет также этим огнем, нестерпимым для них, и уже является таковым. Это некое духовное состояние, на которое сами себя обрекают эти существа. А людям – это просто предупреждение, что если они уподобятся в своем эгоизме и своеволии этим самым бесам, их ждет подобная же участь, да и подобное в любом случае тянется к подобному. Так что противоречие между мыслью Иоанна Дамаскина и притчей о страшном суде – только кажущееся.