Чтобы верующий не погиб

В неделю пред Воздвижением – Ин 3:13–17 (зач. 9):

Сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

181

В этом году, как мы помним, была самая ранняя Пасха, и все воскресные чтения из Евангелия от Матфея, положенные от праздника Пятидесятницы до Воздвижения Креста Господня, уже прочитаны. Но в нынешнее и в следующее воскресенье – в неделю пред Воздвижением и в неделю по Воздвижении – положены свои, особые чтения. О них и пойдет речь.

В воскресенье перед Воздвижением читается очень короткий фрагмент из Евангелия от Иоанна – всего пять стихов. Они относятся к заключительной части беседы Господа с Никодимом. В этих нескольких строчках, буквально в соседних стихах, мы дважды встречаем такие слова: дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Для этого, говорит Спаситель, должно вознесену быть Сыну Человеческому, для этого Бог, возлюбив мир, отдал Сына Своего Единородного. Вот цель пришествия Спасителя на землю, вот – смысл Его земной жизни, Его крестной смерти и воскресения.

Сын Божий, Сын Человеческий, по Его собственному свидетельству, – единственный, Кто взошел на небеса, т. е., по изъяснению епископа Михаила (Лузина), познал Отца. И именно Он сошел с небес, стал человеком и должен был претерпеть смерть на кресте, чтобы спасти от смерти уверовавших в Него.

Что же значит верить во Христа? Это означает умом и сердцем признавать и принимать Его богочеловечество, Его воскресение и победу над тлением, это означает признавать и с благодарностью принимать дарованное Им спасение. Иудеи, жившие две тысячи лет назад, в большинстве своем ожидали от Мессии иного: они ждали эффектных чудес, надеялись на восстановление независимости Израиля, рассчитывали на бесконечное и благополучное царствование. И мы хорошо знаем, что они заблуждались. Однако и в наши дни люди, называющие себя христианами, надеются получить от Христа дары, которые относятся к временной жизни, совершенно пренебрегая порой тем, что относится к жизни вечной.

Особенно хорошо это видно, когда родители просят окрестить их детей. Одному Богу известно, зачем им это нужно. Кто-то делает это по традиции («мы же русские, православные!»), кто-то – еще из каких-то недостаточно основательных побуждений. Большинство из тех, кто крестит своих детей – новорожденных или уже нескольких лет от роду, – после совершения таинства и сами не появляются в храме, и детей не приводят. Поневоле приходится делать вывод, что такие люди верят не в Христа, а в некую магическую силу, которая защитит их детей от сглаза, болезней, поможет им в учебе, принесет удачу и т. п. Можно ли надеяться на то, что Господь не допустит погибели подобных горе-христиан и их детей и даст им жизнь вечную? Надеяться, конечно, можно, однако необходимо признать, что часто предмет их веры – не Христос и Его спасение, а какой-то другой бог.

Плоды подобных крестин – идет ли речь о детях или о взрослых – довольно печальны. Нередко вместо цельного, целеустремленного христианина мы получаем человека, одержимого дикими суевериями, не знающего своей веры и не интересующегося ею, заходящего в храм от случая к случаю, лишь для того чтобы подать записки и поставить свечи. Да, благодать Божия может действовать и в таких людях, и по прошествии многих лет иные из них берутся за ум, приходят на исповедь, причащаются. Но так бывает, к сожалению, далеко не всегда.

Истинная же вера, та вера, которой ожидает от нас Сын Божий, требует не только умственного признания определенных истин (что само по себе уже немало – ибо для этого нужно хотя бы знакомство с этими истинами), но предполагает изменение всей жизни уверовавшего человека. Наше спасение, наше вхождение в вечную жизнь возможно лишь как соработничество с Богом. Христос открыл нам двери в Небесное Царство – но нам нужно приложить и свои усилия, чтобы войти в него. За верой следуют дела – они одновременно свидетельствуют о нашей вере и укрепляют ее. В то же время дела веры, совершаемые христианином с усердием, неизбежно обнажают его собственную недостаточность и слабость, побуждая искать спасения не в себе, но во Христе. И надежда не посрамляет нас, ибо Христос для того воплотился и пришел на землю, для того Он умер и воскрес, чтобы спасти нас от погибели и дать верующим в Него жизнь вечную.

Христос, воскресший из мертвых, смертью смерть поправший и сущим во гробах живот даровавший, истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов и всех святых да помилует и спасет нас, ибо Он благ и человеколюбив!

Читайте также:

Для чего Христос пришел в мир?

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Бегущий навстречу Богу

Доктор богословия протоиерей Владимир Хулап о евангельских притчах

Почему мы не понимаем Бога?

Бог, дай нам здоровья, хлеба, рыбы и зрелищ. А что такого? Жалко, что ли?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!