Донской мужской монастырь – 10 деталей, о которых вы не знали

|

Донской мужской монастырь таит свои секреты! Из этой статьи Вы узнаете 10 интересных фактов об этом малоизвестном паломническом центре вблизи Кремля.

Донской мужской монастырь

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Донской монастырь

Первый храм на месте нынешней Архангельской церкви возник ещё в XVIII веке. Был он больничным и посвящённым святому Евфимию Великому. К началу XIX столетия церковь пришла в ветхость, так что встал вопрос, что и братии находиться в примыкающем к ней лазарете опасно. Тогда деньги на его перестройку пожертвовала Анна Александровна Голицына с двумя условиями: церковь переосвятят в честь небесного покровителя её почившего супруга, и впредь она станет семейной усыпальницей.

Сейчас Архангельский храм используется как братский; для простых прихожан он закрыт. Но несколько лет назад, пока шёл ремонт в Большом соборе, ранние воскресные литургии служили именно здесь, и попутно на храм можно было полюбоваться. А посмотреть в нём есть на что.

Во-первых, здесь много надгробий. Надо сказать, Голицыны, да и не только они, нередко не ограничивались установкой в память о почившем простой плиты в полу. Иногда на могилу заказывался горельеф или целая скульптурная композиция.

Удивительно, но мраморные хрупкие памятники относительно благополучно пережили времена советского разорения. Ещё более удивительно, но при всей в целом нехарактерности скульптуры для православных храмов, здесь они никого не смущают. Единственная деталь – мастера XIX века знали, для какого интерьера предназначались статуи, поэтому выполнили их в основном не в греческой, а в римской традиции. Так что все печальные матроны здесь довольно плотно задрапированы. Так и застыли, почти не обращая внимания на происходящее вокруг.

Церковь Михаила Архангела. Усыпальница Голицыных

Ещё один – поучительный – момент заключается в том, кто же именно здесь похоронен. Как-то после службы, когда народ из храма разошёлся и полы были хорошо видны, я внимательно рассмотрела цифры, обозначающие годы жизни. Современники Петра (до перестройки евфимиевский храм был усыпальницей Дурново) соседствовали здесь с «золотым веком Екатерины», современники войны 1812 года – с поколением, на которое «печально» взирал Михаил Юрьевич Лермонтов; ближе к выходу начинался серебряный век. В то, что при жизни люди, равно собравшиеся здесь, ссорились и подкалывали друг друга фразами вроде: «А судьи кто?», – верилось как-то с трудом. 

Малый Донской собор

Малый Донской собор

Древнейший храм монастыря. Был сооружён в XVI веке, но уже в XVII – серьёзно перестроен. При перестройке перед архитекторами стояла нелёгкая задача: нужно было объединить с поздними пристройками пространство первоначального очень камерного здания, сохранив при этом несущие стены. Поэтому забавно: храм не имеет ни одного симметрично растёсанного проёма.

Но вообще-то мы сюда на минуточку, пройдя мимо многих достойных внимания подробностей, хочу обратить ваше внимание всего на одну плиту, которая, пожалуй, будет особенно интересна литературоведам.

В полу трапезной, ближе к проходу в алтарную часть храма, чуть справа погребён Николай Николаевич Бантыш-Каменский – человек, который в своё время подготовил первое издание «Слова о полку Игореве».

Большой Донской собор

Не все знают, но в подклете Большого собора есть ещё один храм – Сретенский.

Большой Донской собор

Сретенский храм. Вид с солеи

Недавно он был восстановлен, теперь ранние воскресные литургии служат и там. Найти вход в это «потайное» место постороннему человеку крайне непросто. Подсказываю – обратите внимание на лестницу, уходящую вниз из левой части соборной галереи.

Внешне Сретенский храм с его белёными стенами кажется ничем не примечательным. Однако в XVIII столетии он был основан как усыпальница грузинских царей. Увы, пожертвованных грузинской знатью икон в богатых окладах теперь здесь нет, а вот надписи незнакомой вязью можно найти до сих пор – даже несмотря на годы, которые в храме жительствовал музей.

Большой Донской собор

Входим в верхний храм. Перешагивая порог, обратите внимание на полы – других таких нет нигде. Чугунные плиты с изображением знака солнца появились в соборе ещё в XVIII столетии. Пару лет назад их подняли и перебрали, снабдив системой отопления (печная, устроенная в храме изначально, восстановлению, к сожалению, не подлежала) – так что пол здесь теперь тёплый.

Большой Донской собор

Посмотрите на росписи. Сюжетные картины, расположенные по стенам в несколько ярусов, иллюстрируют отдельные фрагменты Писания (каждая из них тщательно подписана соответствующей цитатой). Есть сведения, что программа росписи собора была составлена Василием Ивановичем Баженовым. Но среди запечатлённых сюжетов почему-то преобладает Ветхий Завет.

Долгое время я вообще была убеждена, что евангельских сцен в росписях собора нет, пока однажды случайно не увидела их…на западной стене.

Но, конечно же, главное украшение собора – это семиярусный барочный резной иконостас, над которым в своё время трудились мастера Посольского приказа и Оружейной палаты.

Честно говоря, стиль живописи, в которой выполнены большинство здешних икон, требует некоторой привычки. Это не аскетичное и отчасти условное «греческое письмо» Древней Руси, и не реалистичный позднейший классицизм, а самое настоящее барокко!

Видно, что мастера иногда ещё не слишком уверенно чувствуют себя, изображая человеческие фигуры – их ощутимую телесность и не всегда верные пропорции. Иногда заметно, что лики писал мастер, тогда как детали явно доделывали подмастерья.

Большой Донской собор

Троица

Но зато как передано буйство красок, пышная фактура парчовых облачений (особенно это видно в иконах местного чина). Гирлянды фруктов иногда словно бы перетекают с резных деревянных колонн прямо на иконные доски.

Впрочем, чем выше, тем строже становится иконостас. Тем более что венчает его совершенно необычный ряд – Пассия. Такое бывает в барочных храмах.

Увы, верхние ряды здешнего высокого иконостаса не слишком хорошо видно зимой, а потому, пока не наступило тёмное время года – зайдите в Большой собор Донского монастыря и присмотритесь, вот они, эти сюжеты: Христос и стража, Христос у первосвященников, Христос на суде Пилата.

Большой Донской собор

Большой Донской собор

Большой Донской собор

Тем более иконостас недавно отреставрировали, и он теперь виден во всей яркости красок.

Фото: Пресс-служба Донского мужского монастыря

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Скакать в дыму и махать шашкой, или – не мужик

Почему наши мужчины ждут войны и не могут просто жить

Ольга Васильева: Церковь и гражданская война – что произошло?

Министр образования и историк Ольга Васильева – о Церкви в годы революции и Гражданской войны

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: