Духовная жизнь однообразна? Ведите дневник

Свое мнение по поводу исповеди, на которой из раза в раз прихожанин повторяет одни и те же грехи, высказал протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе.
Прот. Артемий Владимиров

Протоиерей Артемий Владимиров

Начнем с того, что частая исповедь является внутренней потребностью просвещенного ведением христианина, потому что в основе покаяния лежит жажда очищения, стремление хранить совесть незапятнанной пред Богом.

Как мы постоянно снимаем нагар со свечи ради того, чтобы она горела ровно и без копоти, так и ученики Христовы призваны вести непрестанную борьбу с помыслами и худыми желаниями, препятствующими молитве. Великое Богом данное пособие к восстановлению душевного мира – учащенная исповедь.

Исповедь никогда не бывает «одной и той же», потому что состояние сердца – величина переменная, а не постоянная… Но важно понимать, дорогие мои собеседники, что благотворные последствия этого таинства предполагают устремленность к Богу наших мыслей и чувств в непрестанной молитве, бдительное внимание к своей душе, хождение пред лицом Отца Небесного в течение всего дня.

Господь вместе с отпущением грехов после их искреннего исповедания всегда просвещает душу, вразумляет и наставляет ее Своей благодатью, разрешая многие наши недоумения и внутренние смущения. В данном случае речь идет именно о непосредственном действии Духа Святого, а не об устном наставлении пастыря. Познать это на собственном опыте могут все православные христиане, если они хранят себя от смертных грехов и держатся совершенного незлобия в отношении к людям.

Вести дневник

Тем, кто жалуется на однообразие духовной жизни, я хотел бы посоветовать заняться более пристальным самонаблюдением и ведением духовного дневника. Навык подводить итог каждому прожитому дню, соединенный с принесением Господу покаяния и молением об исправлении, смиряет душу и привлекает к ней обильную помощь Божию.

Фото: duffthepsych.com

Фото: duffthepsych.com

Без замечаний

Начинающим пастырям я решусь сказать следующее: никогда не следует делать прихожанину замечание, что он исповедуется «в одном и том же» (если речь не идет о смертных, тяжких грехах). Неправильно, на мой взгляд, считать исповедь «формальной», если христианин, как обычно, перечисляет «будничные» грехи или показывает священнику список со своими «прегрешениями»: «осуждение, невнимательная молитва, раздражение» и прочая, и прочая.

За этим перечнем стоит, на самом деле, многое… Что именно? То, что человек, во-первых, следит за самим собой, во-вторых, анализирует состояние души, в-третьих, переживает за свои несовершенства, скорбит и мучается, что волей-неволей преступает веления Творца и отдаляется от Его милости.

Что зависит от священника

Всякий раз мы отходим от креста и Евангелия даже после минутной исповеди умиротворенными, просветленными, радостными, если имеем живую веру в то, что принимает ее через священника Сам Господь; если исповедуемся с подлинным сознанием своей вины и сокрушением духа; если нимало не сомневаемся в оправдывающей нас благодати Божией.

Безусловно, и от пастыря многое зависит в расположении кающегося.

Когда батюшка, пребывая в тайной молитве, встречает прихожанина с приветливой улыбкой, обнаруживает мудрую снисходительность и понимание души, не торопит подошедшего и наводящими вопросами помогает ему в полноте раскрыть свой грех, христианин, чувствуя пастырскую любовь, становится особенно восприимчив к действию Божией благодати.

Встретив на исповеди сочувственное внимание к себе со стороны священника, мы не только не охладеем к вере, но напротив, познав чудесное, целительное действие Божией благодати, в полной мере уразумеем, что таинство исповеди является подлинным и единственным врачевством христианской души…

Нужны ли тому доказательства и примеры? Их столько же, сколько за день приходит к усердному пастырю людей для исповедального разговора.

Ода радости

Я вспоминаю сегодня свое первое покаянное признание, которое принес Господу еще студентом, почти сорок лет тому назад. Сколько внутренних усилий мне пришлось тогда совершить, какую внутреннюю борьбу выдержать, прежде чем исповедь состоялась! Но по прочтении священником разрешительной молитвы какое облегчение испытала моя душа!

Улыбались небеса, и играло солнце, птицы пели мне «оду радости», лица прохожих казались светлыми и милыми, сердце готово было выпрыгнуть из грудной клетки, и хотелось поделиться со всеми невероятным счастьем примирения с Богом…

Конечно, не каждый раз испытываешь подобное откровение в награду за покаяние, но непостижимая радость богообщения в святой Евхаристии, причащении Святых Тела и Крови Христовых – это то, что влечет нас в храм от юных лет до самого исхода в жизнь вечную.

Записала Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Какие грехи мы не видим?

Не надо ждать от исповеди и покаяния сказочного, немедленного разрешения проблемы

Ни дня без греха

Нужно учиться не столько исповеди, сколько покаянию

3 греха большого города

Если бы прощение не просил, давно бы табуреткой дрался