Епископ Обуховский Иона: Новый год — праздник смерти

«Можно ли христианину праздновать Новый год и, если можно, то как?» — каждый год этот вопрос задают многие верующие — неофиты и глубоко воцерковленные. Как правильно отметить Новый год, рассказывает председатель молодежного отдела Украинской Православной Церкви епископ Обуховский Иона.
Епископ Обуховский Иона: Новый год — праздник смерти
Епископ Обуховский Иона. Фото Юлии Маковейчук

Новый год vs Рождество Христово

Помню, когда я воцерковлялся, православные категорически не праздновали Новый год. В сознании воцерковленных людей четко сидело понимание: это празднование придумано советскими властями в противовес Рождеству Христову.

И действительно, Новый год стали отмечать не с первых лет советской власти, а только с 1930-х, когда большевики поняли, что люди все равно празднуют Рождество, и чтобы искоренить эту традицию, должна быть создана альтернатива зимним церковным праздникам. Вот тогда на вооружение и был взят Новый год. Раньше, до революции, он праздновался по старому стилю — после Рождества, в период Святок, когда можно было есть любую пищу и развлекаться.

Коммунисты воспользовались разницей в календарях и вместо Рождества всячески «пиарили» празднование светского праздника.

Сегодня Рождество — государственный праздник, выходной день, никто не мешает праздновать его, как положено. Рождество мы отмечаем в первую очередь богослужением — мы должны принести Господу наше поклонение, нашу молитву. А посиделки и застолье второстепенны.

Корпоратив или литургия?

Теперь Новый год стал просто семейным праздником, никакой альтернативы Рождеству в нем нет. Это лишний повод встретиться людям, которые сейчас очень сильно разобщены — в том числе и потому, что слишком «легко» осуществляется «общение» через электронные средства коммуникации, и потому, что они сильно загружены на работе или учебе. Им нужно просто посидеть и пообщаться.

Лично я отмечаю Новый год ночной литургией, которая начинается ровно в полночь. На нее приходит достаточно много людей. Но я не настаиваю на таком способе празднования. Каждому свое. Кто-то хочет помолиться, а потом уже посидеть с родными или просто пойти спать, а кому-то хочется провести вечер с близкими людьми.

А вот от традиционных новогодних корпоративов христианин, мне кажется, должен уклоняться. Корпоративы — это уже сложившийся жанр празднований, от идеалов поведения православного христианина далекий. Я не имею в виду приятные исключения — когда люди всей компанией едут покататься на лыжах или (такое бывает на серьезных предприятиях), в какой-нибудь европейский город на экскурсию. Обычно корпоратив — это разнузданное и глупое веселье.

Празднование без двоедушия

Я когда-то читал книгу греческого архимандрита Херувима, в юности жившего на Афоне, «Из удела Божией Матери». Он цитировал слова одного афонского старца: «Ты монах, и должен быть монахом везде! Ты должен ходить, разговаривать, молиться и молчать как монах». Христианин тоже должен быть христианином везде и всегда, а не только два часа в воскресный день.

Нельзя быть двоедушным и лукавым. Если какой-то человек называет себя христианином, но старается быть «как все» — в том смысле, чтобы никто не узнал о его вере — грош цена такому христианству.

Есть масса людей, позиционирующих себя на работе христианами. Коллеги относятся к этому с пониманием — своих верующих сотрудников зовут на праздники, но если они отказываются по причине поста — не настаивают.

Если в силу каких-то причин уклониться от корпоратива нельзя, то можно найти что-то более или менее постное в меню, и уж, конечно, недопустимо со всеми вместе упиваться и участвовать в пошлых увеселениях, предлагаемых массовиками-затейниками. Если не можешь уйти и вынужден оставаться на общем празднике — веди себя по-христиански.

Memento mori

В целом же христианам новый год праздновать можно и нужно. Для христианина Новый год — это повод вспомнить, что еще на год мы приблизились к Страшному суду, к вечности, к моменту, когда мы должны будем давать ответ Господу за то, как мы жили. А значит, это и повод вспомнить: как мы себя вели, какие у нас были проколы и пробелы, удалось ли нам справиться с какими-то страстями. Заодно вспомнить: для чего мы живем и как?

Я бы пожелал всем празднующим Новый год помнить о вечности и смерти. Memento mori. Новый год — это праздник смерти и смертной памяти. Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь (Сир. 7:39).

Записала Мария Сеньчукова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Обязательно ли креститься, чтобы обрести вечное спасение?

Если речь идет о самом важном, экономить усилия просто нелепо

Есть ли у мирян особое призвание в Церкви?

Часто священники противятся тому, чтобы миряне причащались за каждой литургией...

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: