Необходимое зло, или Святость вопреки

|
Целесообразностью оправдываем «необходимое» зло. А также тем, что «все так поступают». Ну, не удержался и пошел за всеми. Или – «если бы я так не поступил, то другие бы поступили, и мне было бы только хуже. Так мог ли я поступить по-другому?» О том, почему люди ищут повод для гордости вместо покаяния, рассуждает наш постоянный автор Илья Аронович Забежинский.

У современного русского верующего человека весьма странный подход к понятию «покаяние». То есть твердишь ему, твердишь, что покаяние – это не изложенный нервным почерком на мятой бумажке список дурных твоих дел за истекший период. Покаяние, по-гречески «метанойя» (μετάνοια), значит «перемена ума».

Перемена ума!

Илья Забежинский

Илья Забежинский

Зло казалось тебе приятным, ты радовался ему, вожделел его, вспоминал о нем сладострастно. А нынче – всё, переворот полный, произошла метанойя, осознал зло как зло и без примеси какого-либо добра, без какого-нибудь оправдания и даже надежды на оправдание.

А оправдание наше обычное какое?

Целесообразность. Целесообразностью оправдываем «необходимое» зло. А также тем, что «все так поступают». Ну, не удержался и пошел за всеми. Или – «если бы я так не поступил, то другие бы поступили, и мне было бы только хуже. Так мог ли я поступить по-другому?»

Точно такие же оправдания совершенно очевидно поселились во многих русских сердцах в оценке истории нашего бедного Отечества в XX веке.

Вы что, хотите, чтобы мы за Сталина каялись? Или за убийство царской семьи? Или за нашу дружбу с Гитлером до 1941 года? Нам что, голову пеплом посыпать? Да все так поступали! Да другие еще хуже были!

Разумеется, можете ничем голову не посыпать. И не включать грехи Войкова в свой еженедельный списочек на бумажке.

Просто назовите зло – злом. И не по принципу – мол, были еще бóльшие злодеи.

Добро не относительно. Добро не сравнивается со злом. Добро сравнивается с Евангелием. И только с Ним. И именно так только и определяется как Добро.

Не стыдно ли нам, христианам, твердить о целесообразности, о выживании государства, народа, о политических успехах, победах?

В конце концов, самый политически целесообразный поступок совершил один герой Евангельского повествования, который совершенно мудро и логично убедил своих соплеменников: «Лучше, если один человек умрет за народ, чем весь народ умрет за одного человека». И убили Его.

Чем руководствовались? Выбирали меньшее зло.

Какая цель была? Да благая же цель, народ свой спасти!

И дьявол в таких решениях, кажется, не такой уж и дьявол, если подключить его к нужному делу в нужную минуту. Другие же тоже подключают. А мы всё же меньше, чем другие. И американцы дружили с Гитлером. И англичане… И весь мир…

Страна в лагерях сидела? А у них зато негров линчевали… Целые народы переселяли и уничтожали? А они индейцев вырезали… Поэтому зачем же вы всё про нас да про нас…

А мне плевать на американцев. Вот совершенно плевать. И на англичан тоже.

Вот это моя страна, моя история, мои предки. Вот это я сам в этой истории со своим народом, среди своих предков и потомков.

Мне нужно со своей историей разобраться. В конце концов, с самим собой разобраться. С Господом Богом разобраться: а как Он на всё это смотрит. Что было по-Божески, а что нет?

Ибо что я оправдываю в истории, на то и сам я готов пойти, когда творю свою собственную историю. А что не приемлю, что именую злом, того и сам в своих поступках, в своей истории стану избегать.

Так можно ли подпустить в какое-либо дело немножечко дьявола, потому что другие подпускают его значительно больше?

А Христос? Вот наше мерило Добра – Христос. Была ли в нем хоть какая-то тьма? Имел ли Он хотя бы часть с Вельзевулом?

Вот то-то…

Многие возмущаются: «Нас в 90-е унижали, заставляли каяться…» Да вообще никто никого не заставлял. Вообще никакого переосмысления истории нашей в наших сердцах не произошло. Где хотя бы следы того переосмысления?

Пример тому – отказ москвичей убрать имя Войкова, убийцы царской семьи, с карты Москвы.

Я читал эти отзывы, почему москвичи так думают, почему не хотят менять. У меня руки опускались от безысходности. Какое-такое покаяние в 90-е годы? Не было ничего. Всё та же марксистско-ленинская пурга про законы развития общества. И что нельзя было по-другому. И что он был плохой царь. Ну, плохого царя, действительно, как же не убить? А детей его? Так это чтобы гражданской войны не было.

Ага… Ее не было…

Целесообразность хваленая…

Еще знаете, чем руководствовались? Всё то же горделивое чувство, всё тот же гортанный восторг: «Ни пяди земли, ни страницы нашей славной истории! Не отдадим!» И абсолютное непонимание у христиан совершенно онтологических вещей. Непонимание основ христианской антропологии.

Никакая человеческая история не может быть славной. Вообще никакая. Это падший мир. И предки наши – были падшие люди. И мы такие же падшие. Ничего славного они не совершили. Мы не совершили и не совершим. И дети наши не совершат.

Какие такие уж нам славные дела? Немощные мы. Немощная наша падшая природа. Нам бы с самими собой разобраться, со своей собственной греховностью и недостоинством. И предки наши были точно такие же немощные и грешные. И дети наши такие же будут.

Моменты просветления бывают. Но только в личной святости человека. И тогда, когда эта святость для Бога, от Бога и вместе с Богом.

Понимаете? Никаких других путей нету!

А то мы католиков громим, нету, мол, у них никакой святости. А в советском безбожном для нас святости просто пруд пруди.

Нету никакой святости без Бога. Только с Богом истинная святость и возможна! По-другому – никак. И только тогда, когда цель твоя – Бог!

Какая там массовая святость в Советской стране, сознательно отказавшейся от Бога? Какая святость у народа, который от Бога отказался? В какую такую безбожную святость вы верите?

Но была святость. Разумеется, была. Ибо Бог велик. Святость Серафима Вырицкого – да. Но благодаря ли? Да нет же. Вопреки. Вопреки этому сатанинскому строю, этой сатанинской лжи. Вопреки сатанинской идее построить царство Божие здесь, на земле.

Вопреки сатанинской ненависти, которую возгревали в сердцах людей. А люди, падшие обычные люди, и рады были возгреваться в этой ненависти…

Святость новомучеников – да. Может быть, тоже «благодаря»?

Святость тайных старцев? А чего это им в «святое» советское время приходилось быть тайными?

Может быть, святость таких наших современников, как Иоанн Крестьянкин, или, например, Гавриил Угребадзе – тоже благодаря власти советской? Один в тюрьме сидел, другой – по психушкам?

Если мы – христиане, если для нас высшее и единственно главное – Христос и Царствие Его, если главное для нас – путь в это Царствие, то какие на этом пути заслуги советской власти?

Или вот еще пишут: «Война была Священная».

Понятно, что вынуждены были люди воевать. Но что в том священного? Ненавидеть, убивать вынуждены были. Но что в том священного в нашем, христианском понимании святости? У нас и воины-то все канонизированы за мученичество и последующую святость жизни. Кто канонизирован за то, что убивал?

Еще одна штука. Гордость славою своих предков.

1465229099_175010_34

Вот едет дорогущий «Лендкрузер», оклеенный георгиевскими ленточками и орденами Отечественной войны. И написано: «Помним! Гордимся!»

Позволю спросить:

– Ты-то сам какое отношение имеешь к их подвигам? Чем гордишься? Они умирали. Они погибали. А ты тут при чем?

Ты лучше скажи, сам-то ты чего для Родины сделал? Налоги все заплатил? Сам в армии послужил? Сына, может, в армию отдал?..

Ну, вот этим и гордись, если христианину вообще стоит хоть чем-то гордиться. «Не мне, Господи, не мне, но Имени Твоему слава…»

Да и вообще похвальба самим собой, своим родом, своим народом – ведь это ж чисто иудейские дела. Фарисейские дела. «Несмь яко прочие человецы…»

Как же много общего у нас, русских, с иудеями! Не про нас ли и говорится: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши?»

Э-ге-ге, россияне! Кого из пророков не гнали отцы наши?

Есть. Есть нам и что в свой собственный списочек покаянный на бумажке включить. Есть.

И бесовское пионерское детство – туда.

И дьявольскую комсомольскую юность тоже.

И в сатанинской партии кто побывать успел…

Или не было этого в нашей жизни?

А еще – наши поиски поводов для гордости. Для похвальбы. Их тоже – в покаянный списочек.

И это мы-то, христиане, ищем поводов себе для похвальбы? Забыли мы: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя… А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».

Осталась теперь только самая малость. Решить, наконец, хвалиться нам или каяться.

Хвалиться?

Каяться?


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Героизм как любовь к земной жизни

Протоиерей Игорь Прекуп о различиях между героем и подвижником

Куда все делось

Они меня на станции с дедом встречали. Зацелуют всего, затискают

Бедные люди

Старинный петербуржский особняк. Стиль ар-деко. Окна на Петропавловку. И всё какое-то сиротство. Всё бесприютство какое-то

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: