Иван Лубенников: Кризис культуры живет в грязных подъездах

|

Правмир продолжает обсуждение направлений развития культурной жизни в России. Народный художник России Иван Лубенников считает, что преодолеть кризис, в котором находится современная культура в России – практически утопия.

Иван Лубенников

Профессор МГАХИ им. В. И. Сурикова, народный художник РФ (2006), член-корреспондент Российской академии художеств. Один из выдающихся современных художников-монументалистов, создавший свой уникальный стиль в городской архитектуре.

О кризисе в культуре

Мы обычно стараемся распространять слово «культура» на музыку, изобразительное искусство, театр, литературу, кино… Хотя понятие это гораздо шире. Это весь массив, который несёт сегодняшнее народонаселения России. Я в этом смысле старюсь говорить даже не «народ», поскольку делать со своей страной, с окружающим миром то, что делается сейчас в России, вести себя так может только народонаселение, увы.

Культура идёт вслед за обществом, вслед за развитием экономической ситуацией. К сожалению, она не опережает их. Пожалуй, так происходят и во всём мире.

Вообще – что такое «кризис в культуре»? Это когда, например, в подъездах грязно. Если у нас существуют грязные подъезды, значит, кризис не заканчивается и народ себя культурной нацией не ощущает.

Достаточно заглянуть в Интернет, послушать и почитать, что говорят политические оппоненты с обеих, а точнее – со многих сторон, «оппозиционеры» или «позиционеры» в средствах массовых информациях и тем более в личных блогах и понять, что кроме отборного мата другого языка народ и не знает.

Культурная нация – не источает злобу. А у нас везде, в разных жизненные ситуациях – злость. Злость, замешанная на амбициях и жадности, с одной стороны, и на нищете, с другой.Это говорит о нашем варварстве, которое – антипод культуры.

Побыстрее, полегче и подороже

Что же касается искусства, всех его видов, то в сложившейся невесёлой ситуации мы виноваты сами. Никто, особенно молодежь, не желает себя утруждать. Не привык современный народ напрягаться. И не только в России, на самом деле. Всем хочется сделать все как можно быстрее, проще и в результате завоевать и жизненные позиции, и получить хороший заработок. «Побыстрее, полегче и подороже» – символ современной жизни. И это явление тоже – кризис культуры и связан с тем, о чем говорилось вначале. Культуры – как самосознания, как самоощущения.

Когда для людей главным стали деньги, причем быстрые, было роздано производство в страны третьего мира, и многие лишились потенциальных рабочих мест. Это тоже вопрос культуры – культуры тех, кто раздавал, культуры тех, кто руководил, тех, кто смотрел на происходящее сквозь пальцы, кто ворочал финансовыми потоками, создавая себе удобства. Всё – звенья одной цепочки, нельзя говорить о проблемах в искусстве, культуре, минуя все аспекты жизни.

Не_актуальное искусство?

Противостояние «актуального» искусства более традиционным формам, я считаю, и обсуждения не стоит. Все эти «актуальные» коммерческие программы, которые сочиняются кураторами, на самом деле не имеют материального содержания. И в этом, к сожалению, тонут даже очень талантливые люди. Им тоже хочется, чтобы полегче, побыстрее, чтобы не надо было долго учиться, утруждать себя какими-то знаниями. Достаточно придумать нечто запоминающееся на ближайший день, и всё будет отлично, и можно тусоваться, иметь успех. Условно говоря, – это культура глянцевых журналов.

Сегодня с трудом представишь себе мастера, в какой бы области искусства он ни работал, который трудился бы для будущего, для самого искусства.

Хотя такие художники есть – и у нас, и на Западе. Правда, их совсем мало. Но они чаще не попадаются в зону общественного интереса, крайне упрощенного, «на злобу дня». А ведь то, что было актуально вчера – сегодня уже не вызывает никакого интереса.

Это тоже беда, проблема общей культуры народонаселения планеты – сиюминутность человеческого сознания, сиюминутность порыва.

Что делать?

Я думаю, что правильнее бы говорить не о кризисе культуры, а об её актуальном состоянии.

Это то, к чему все мы пришли потому, что нарушены глубинные связи, искусство оторвалось от традиций, причем даже не внешних, а внутренних, основополагающих, от веры, ушло в зону субъективного и там делает все, что заблагорассудиться. И я со своим творчеством здесь тоже не являюсь исключением.

Государству трудно что-либо в этой ситуации делать. Даже если мы представим себе в плане бреда такую нереальную ситуацию, что весь запланированный бюджет уйдет на культуру, на искусство, то встанет вопрос «а судьи кто?». Кто будет решать, что стоит быть причислено к искусству, требует поддержки, а что не стоит? А это – тоже из категорий общей культуры.

Я не фаталист, не пессимист, и не думаю, что ситуация не может измениться в лучшую сторону. Советский Союз, кстати, находил какие-то пути. Но именно потому, что рассчитывал на массив, придумывали какие-то способы, чтобы дать средства сразу на все области культуры и искусства, а уж там пусть делят. И ведь делили…

У нас в России государство культуру и искусство практически не финансирует, поэтому многие, связанные с культурой, с искусством, люди стараются заработать себе на жизнь «на стороне», у частных заказчиков деньги. Соответственно, упрощенно говоря, вынуждены делать то, что этот самый заказчик требует.

Сегодня процветают демагогия, шарлатанство. Подобное, конечно, было и раньше, но не в такой огромной степени. А шарлатанство и демагогия – страшные вещи, свидетельства упадка общей культуры.

Культура в провинции?!

Абсолютно не согласен с мнением, что культура сохраняется в провинции. Это неправда. Я езжу по России и вижу, какая там ситуация. Только что с женой были в Кирове, где в музее проходила наша выставка. Там живет мой гениальный друг, Народный художник России Виктор Харлов. В доме, который разрушается на глазах, и никто никогда не поможет этому потрясающему художнику.

А что касается столицы… Я уповаю, что скоро из Москвы начнёт уходить народ. Сбегать, потому, что там стало невыносимо. Это процесс уже начался, и он пойдет на пользу и уезжающим думающим людям, которые, возможно, по-настоящему смогут работать, и тем местам, куда они переедут.

Если говорит об общей ситуации: слава Богу, что у нас ещё существуют музеи! Если хочешь вернуться к своему человеческому облику, посмотри на облик чужой, пусть даже не современный. Так что именно музеи и библиотеки нуждаются в государственной поддержки в первую очередь.

Из народонаселения в нацию

Превратить народонаселение России в нацию очень сложно по многим причинам. Можно, конечно, попробовать дать большей части общества обеспеченную жизнь, чтобы себя успокоить. Как в европейских странах. Только, боюсь, этого будет недостаточно. Уговорить народ стать просвещенным не получится. Наверное, стоит попробовать начать с себя.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Егор Клинаев: Жизнь, наполненная светом

Близкий друг семьи рассказывает о молодом актере, погибшем в ДТП

Алексей Кортнев: Я пока никак не могу примириться со смертью

Музыкант о кризисе среднего возраста и взрослении мужчины

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: