Когда эта хижина разрушится

|
Должны ли мы искать связь между авиакатастрофами и Великим постом? Размышляет Сергей Худиев.

Крушение самолета, летевшего из Дубая, как и другое несчастье, произошедшее несколько лет назад, катастрофический пожар в «Хромой Лошади», пришлось на время Великого поста. Есть ли тут связь? Нет, хотя у некоторых людей и может возникнуть соблазн ее усмотреть.

Сергей Худиев

В новостях речь часто идет о смерти – причем, чтобы попасть в новости, смерть должна чем-то выделяться. Не смерть одного человека от болезни, и не смерть нескольких в автокатастрофе – а одновременная смерть нескольких десятков при крушении самолета.

Тогда сигнал становится достаточно громким, чтобы попасть в СМИ – и достигнуть нас.

Самое раннее дошедшее до нас литературное произведение – это «Песнь о Гильгамеше», и самый ранний сюжет в мировой литературе – это человек, сознающий свою смертность перед лицом смерти своего ближнего.

Близкий друг Гильгамеша, Энкиду, умирает, и над остывающим телом товарища Гильгамеш остро осознает, что ему тоже предстоит умереть.

Далее Гильгамеш отправляется на (безуспешные) поиски бессмертия, но вот этот шок – люди умирают, и я тоже умру – это то, что, рано или поздно переживаем все мы.

Особенно, когда речь идет о смерти внезапной и катастрофической. И одна из реакций на этот шок – это стремление обвинить пострадавших если не в нравственных грехах, то, по крайне мере, в нарушении техники безопасности. Почему?

Мне хочется уверить себя, что со мной этого не случится. Это случается с людьми неблагоразумными или неосторожными.

Я вот человек благоразумный – я не хожу в кабаки, где нарушаются правила пожарной безопасности, не имею знакомств (и, соответственно, конфликтов) в криминальной среде, не курю и не пью и вообще избегаю всего того, что приводит других людей к несчастью.

Эта реакция может легко приобретать и суеверный характер – несчастные погибли потому, что чем-то раздражили сверхъестественные силы, которых я благоразумно не буду раздражать, и тогда со мой уж беды не случится.

Такие суеверия легко проникают в религиозную – и околорелигиозную среду. Хочется ухватиться за версию, что люди погибли, потому что делали что-то не то в пост. Посещали увеселительные заведения или совершали развлекательные поездки, когда надо было от этого воздерживаться. А как я буду тщательно избегать подобного – со мной будет все в порядке.

Это по-человечески понятно – но совершенно неосновательно. Бывали случаи, когда благочестивейшие христиане погибали при крушении в паломнической поездке. Многие благочестивые люди умерли от рака, стали жертвами катастроф или нападений злодеев. Благочестие – и соблюдение постов в частности – не дает гарантии против несчастных случаев. Оно вообще не для этого.

Пост – не способ отвертеться от каких-то несчастий, которые на вас свалятся, если вы не станете его соблюдать.

Это способ почтить Бога и духовно возрасти. Если бы постом мы покупали себе безопасность – он не имел бы никакого духовного смысла.

Пост, молитва, милостыня, усердие в добрых делах и участие в богослужениях – не способ добиться себе льготных условий в этом мире. Благочестие обращено, прежде всего, к вечности.

Еще блаженный Августин говорил, что христиане отличаются от язычников тем, что язычники ищут в своей религиозной практике временных благ, а христиане – вечных. Мы все знаем, что мы умрем, многие из нас – внезапно, не дожив до старости. Мы можем (и должны) поступать благоразумно, избегать опасности и вести здоровый образ жизни. Это повысит нашу вероятность умереть позже. Но мы в любом случае умрем.

Благочестивая жизнь во Христе не помогает убежать от смерти; но она делает смерть вратами в жизнь вечную и блаженную. Эти люди погибли не потому, что они не постились, а просто потому, что все мы, люди – смертны.

Поэтому самое важное – не когда придет смерть, а какими она нас застанет. Святой апостол Павел говорит:

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2).

Для верующего человека смерть – это переход к иной, и «несравненно лучшей», как говорит апостол, жизни. Именно в этом утешении мы должны утверждаться сами – и в нем должны утверждать ближних.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Рейс FZ981: 40 дней со дня авиакатастрофы

На сайте памяти погибших – множество соболезнований родным и близким на разных языках, которые обновляются каждый…

Возможная причина авиакатастрофы «Боинга» – замерзший руль

Система управления могла замерзнуть из-за резкого перепада температур

Аэропорт Ростова-на-Дону возобновил работу после авиакатастрофы

Работа аэропорта была остановлена после крушения «Боинга» в ночь на 19 марта