Когда история оживает

|
Бордовый цвет фасада в лучах осеннего солнца выглядит особенно празднично, здание Саратовской православной духовной семинарии на улице Мичурина радует своим новым видом. Изменился и интерьер помещений. Еще несколько лет назад сюда нельзя было войти без содрогания. Историческое здание семинарии 1885 года постройки возвратили епархии в аварийном состоянии, и то, что сделано за последние годы, впечатляет.
Когда история оживает

Исторически верно и эстетически бесподобно

Митрополит Лонгин с министром культуры Светланой Краснощековой и директором музея Радищева   Тамарой Гродсковой на открытии музея.

Отреставрированы не только стены. Старейшее учебное заведение нашего города получило просторные светлые аудитории, прекрасно оборудованные библиотеку, общежитие и трапезную. Здесь возродилась духовная жизнь. Восстановлен необыкновенной красоты храм во имя cвятого апостола Иоанна Богослова. А с открытием Музея истории Саратовской митрополии наш город получил новый культурный объект.

Идея создания музея принадлежит Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину. До революции церковные художественно-исторические музеи были во многих епархиях Русской Православной Церкви. После закрытия их экспонаты вместе с изъятыми из разоренных храмов и монастырей богослужебными предметами поступили на хранение в запасники государственных музеев, где чаще всего и оставались в тишине и молчании, невидимые и неведомые миру. Перед создателями нового музея истории митрополии стояла задача собрать их воедино, чтоб они «заговорили».

Разумеется, этому предшествовала длительная и кропотливая научно-исследовательская и собирательская работа, результатом которой стала музейная коллекция в тысячу экспонатов. Немалая часть была пожертвована из частных архивов духовенства и прихожан храмов митрополии. Раритеты также предоставили государственные архивы Саратовской области, музей краеведения, епархиальный архив.

Впрочем, сама экспозиция, разместившаяся в одном большом зале, была собрана в кратчайшие, немыслимые для музейщиков сроки. Об этом рассказывает автор экспозиции Ольга Васильевна Гришанина,заместитель директора по научной работе Саратовского государственного музея боевой славы:

– В это никто не верит, особенно те, кто знаком с музейным делом, но мы собрали экспозицию буквально за несколько месяцев. Без Божией помощи это было бы невозможно.

У Ольги Васильевны большой опыт сотрудничества с епархией. Она занималась изучением темы участия саратовских священнослужителей в Великой Отечественной войне, результатом которой стала выставка «Господь нам дарует победу!», проходившая в Музее боевой славы на Соколовой горе; много лет преподает в воскресной школе храма во имя Марии Магдалины, а в этом году стала лауреатом высшей церковной педагогической премии «Серафимовский учитель». Победить в престижном конкурсе ей помог в том числе и новый музейный проект.

Соавтором экспозиции музея стал историк, член епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Валерий Владиславович Теплов. Разработкой дизайн-проекта музея, изготовлением и монтажом оборудования экспозиции занимались специалисты ООО «Эрмитаж ХХI век» под руководством архитектора Сергея Ивановича Назарова.

– Не все и не сразу у нас получалось, мы не с первой минуты нашли общий язык, но чем дольше работали вместе, тем быстрее находились верные решения, – признается Ольга Васильевна.

О том, что работа удалась, свидетельствуют записи, оставленные в книге посетителей музея. «Исторически верно и эстетически бесподобно», – эти слова принадлежат краеведу Елизавете Ериной, директору Государственного исторического архива немцев Поволжья.

От Укека до XXI века

Прохожу по залу, всматриваясь в витрины с экспонатами, читаю подписи и пояснения к ним. До чего необыкновенные были лица, до чего красивые строились храмы! Фотографии величественных соборов, разрушенных и уцелевших, размещены по всему периметру зала. Точечная подсветка делает старинные изображения почти объемными. Такими их видели те, кто жил задолго до моего рождения. И у меня сейчас есть такая возможность.

Каким был Саратов изначально? Об этом расскажут макет саратовской крепости архитектора Сергея Назарова; копия рисунка художника Адама Олеария, путешествовавшего по Волге в 1636 году, и чертеж окрестностей города с первым изображением Свято-Троицкого собора 1736 года.

В музее собраны свидетельства церковной жизни епархии в разные исторические периоды. Самые древние экспонаты – тельные кресты XII–XIII веков, найденные в окрестностях Увека. Много веков назад здесь шумел золотоордынский Укек.

Есть в музее и ровесники Саратова – изданные печатником Андроником Тимофеевым-Невежей в Москве Триодь постная 1589 года выпуска и Триодь цветная 1591 года.

От крестов, раритетных книг и коллекции медного литья мы проходим к редким церковным документам, датированным XVII–XIX веками. Здесь храмозданные и ставленые грамоты, указ о создании Саратовской епархии.

Вижу и особые экспонаты – документы за подписью Патриарха Московского и всея России Тихона и епископа Саратовского и Вольского Гермогена (Долганева), пострадавших в годы гонений и прославленных в лике святых.

Этому периоду посвящена большая часть экспозиции. Вот фотография судебного процесса, проходившего над саратовским духовенством в 1918 году в зале Саратовской консерватории. На местах осужденных – епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов, приговоренные к расстрелу. Они смотрят в объектив камеры, прямо тебе в глаза. Иерей Михаил говорил на процессе:

– Я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор. Разве я сказал, что небо пусто? Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь. И я не верю в смерть. Если вы меня убьете, я буду жить.

Имена новомучеников епископа Германа и иерея Михаила внесены в Собор саратовских святых. Икона саратовских подвижников тут же, в музее, – дар Свято-Алексиевского женского монастыря.

Тетрадь с переписанными от руки молитвами; лампада, сделанная из подстаканника; печать для просфор – экспонаты раздела, посвященного жизни епархии в годы Великой Отечественной войны. По архивным документам были установлены фамилии более 80 саратовских священнослужителей, сражавшихся на фронте и открывавших храмы в прифронтовом Саратове.

 

Очень интересно выполнена часть экспозиции, посвященная архиепископу Пимену (Хмелевскому). Он дольше всех архиереев возглавлял саратовскую кафедру – почти три десятилетия.В музее воссоздан интерьер его кабинета:  письменный стол, фотографии, книги, часть огромной фонотеки (владыка Пимен был большим знатоком музыки) и радиоприемник.

Ольга Васильевна рассказывает, что последний вызывает у юных посетителей музея неизменный интерес. Привыкшие к современным гаджетам и МП3-плеерам, школьники недоумевают: «А как работает эта штука?».

В своем домовом храме на улице Первомайской владыка Пимен тайно венчал своих друзей – Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую. Сохранился аналой, у которого было совершено Таинство.

Есть в музее и экспонаты, рассказывающие о служении других архиереев. Новейший период представлен в фотографиях и документах, он рассказывает о деятельности владыки Лонгина и жизни митрополии сегодня.

Особое место в собрании музея занимают святыни – иконы и богослужебные предметы: старинные кресты, потиры, антиминсы. И в этом главное отличие церковного музея от государственного учреждения культуры: его экспонаты продолжают участвовать в богослужениях и на время могут покидать выставочное пространство.

Есть у музея и еще одно назначение – быть учебной аудиторией семинарии. Музей в семинарии создавался не просто как хранилище редкостей. Здесь будущие пастыри изучают историю Саратовской митрополии и сами проводят экскурсии для посетителей.

К слову, экскурсии для школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, взрослых, паломнических и туристических групп в музее проводятся на безвозмездной основе по предварительным заявкам. С распорядком работы музея можно ознакомиться на сайте Саратовской епархии или позвонив по телефону 8 (8452) 90-00-92.

Музей открыт для сотрудничества и с благодарностью примет документы, фотографии, церковную утварь, личные вещи священнослужителей – все, что может рассказать о церковной жизни, быте духовенства и мирян и дополнить существующую экспозицию.

Фото Юлии Ракиной

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Археолог Сергей Белецкий: Надо меньше копать и больше думать

Как в Пушкинском заповеднике хотели вскрыть могилы тригорских помещиков

Историк Андрей Тесля: Мы без причины пугаемся слова «русский»

Культурную принадлежность нельзя определять по прописке

Да, мой предок совершил тяжкий грех

Почему царь Алексей Михайлович не оправдывал преступлений царя Ивана Грозного

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!