Что нам делать со школой?

|
Один из тульских школьников опубликовал в интернете видео общения учительницы с учениками, в котором она кричит и оскорбляет детей. Почему такое поведение – не редкость среди педагогов? И что с этим делать? Размышляет публицист Татьяна Краснова.

Ролик снят телефоном из-под парты. Запись длится не меньше двадцати минут, изображение сначала дрожит и прыгает, потом отключается вовсе, и мы слышим только голос. Точнее – крик. Истошный, надсадный крик учительницы, немолодой женщины, к которой 10 мая явился после праздников полностью неподготовленным седьмой, например, Б.

Педагог орет, с явным трудом удерживаясь от непечатных выражений, именует своих учеников уродами и дебилами, проклинает незадачливых родителей, которые не могут обеспечить нормальный учебный процесс и поэтому обречены на то, чтобы остаток дней своих носить в тюрьму передачи детишкам-уголовникам.

Ссылка на ролик пришла мне по почте от мамы будущей школьницы. С кратким комментарием: «Убила бы!»

Вообразить страшно, что моя тихая домашняя девочка, всеобщая любимица и красавица, сидит за одной из парт в этом классе, и об ее неокрепшую детскую психику с размаху бьется как рыба об лед взрослая тетка с несчастливой судьбой, загнанная обстоятельствами в эту горестную щель – среднестатистическую российскую школу.

Татьяна Краснова

Татьяна Краснова

Досмотрев документ до конца, я крепко призадумалась.

Приглашаю и вас подумать со мной вместе.

Только давайте договоримся сразу: Москва – это не вся Россия, и о тех школах, где работают мои потрясающие друзья и знакомые, мы говорить не будем. Что о них говорить. За них надо молиться, чтоб работали и не ушли, не уехали и не сдались.

Давайте о простых школах. Об ординарных.

Конечно, тетку из видеоролика надо гнать с работы и на пушечный выстрел не подпускать к воротам школы. Может быть, ее даже надо судить – как ту учительницу, про которую писал «Коммерсант».

Она ведь самая главная.

И дело именно в ней, в этой пресловутой Марьиванне: именно от нее зависит, будет ли вашему ребенку интересно на уроке, будет ли он прогуливать школу под любым предлогом, или наоборот – бежать туда, забыв про насморк и плохую погоду. Именно она «решает», кто в классе главный – хорошие умные ребята или мерзавцы, которые терроризируют слабеньких. Именно она должна настроить этот удивительный инструмент – детский коллектив. Это она должна научить и воспитать.

Да, очень многое ребенок принесет с собой из дома. Но вся надежда всё равно на нее. Ведь если именно она скажет ключевые слова: «У нас так не принято!» – и если она скажет их достаточно авторитетно, даже очень неудачный мальчик и очень невоспитанная девочка сообразят, что есть места, где ведут себя ИНАЧЕ. Где ТАК не принято.

Лучшей системой образования на сегодняшний день считают финскую.

Финские школьники лидируют в чтении, математике, естественных науках.

Финская школа славится своей демократичностью, домашней обстановкой, отсутствием оценок и полной свободой. Детям там весело и интересно, никто и ни к чему их не принуждает, на переменах они в любую погоду играют во дворе, а в классе сидят на полу и на мягких диванах. На выполнение домашних заданий уходит не более получаса в день, все занимаются спортом и растут развитыми, гармоничными личностями.

Правда, европейские эксперты считают, что финская система образования нацелена не на раскрытие академического потенциала, а на подготовку грамотных винтиков для безупречной работы экономического механизма. Но если вспомнить нашу несчастную училку, потратившую двадцать из сорока пяти минут урока на омерзительный скандал, то Бог уже с ним, с этим потенциалом. Не до него… Нам бы хоть винтик.

Почему же так здорово всё вышло у финнов, и почему, стоит мне только написать в блоге хоть слово (любое!) о школе, в комментарии приходит процессия униженных, искалеченных, затравленных и просто до смерти обиженных на монстра директора, мерзавцев-одноклассников и злыдню Марьиванну, лишивших их детства? Без иронии – почему?

На этот вопрос есть один очень простой ответ.

Вот он – в цифровом выражении: несмотря на общий для всех кризис, Финляндия не сократила ни на грош своих вложений в образование. Высшая учительская квалификация в этой стране даже не ставится под вопрос. Сэкономят на чем угодно, только не на этом.

Профессия учителя стоит вровень с профессией врача, то есть является предметом мечтаний молодежи. Отбор – жесточайший. Например, в прошлом году университет в Хельсинки принял на эту специальность только 7% заинтересованных абитуриентов.

Без высшего педагогического образования и интенсивнейшего тренинга в области психологии, обширной исследовательской практики ни один учитель не войдет ни в один финский класс даже в самой провинциальной школе.

А знаете, для чего так учат финских преподавателей? Ну, помимо очевидного ответа?

Их так учат для того, чтобы потом НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ.

Чтобы не проверять каждый их шаг, не требовать поминутных учебно-методических планов на десятилетие вперед и прочую никому не нужную ерунду.

Чтобы не откармливать штат бесполезных чиновников, которые только и делают, что «организуют проверки», мешая людям работать.

Учителей готовят так, чтобы им можно было полностью доверять.

Вы не поверите – учителю – и вдруг ДОВЕРЯТЬ.

Процитирую одного из финских профессоров, занятых подготовкой педагогов: «Наша миссия как взрослых – оградить детей от политики. У нас также есть этическое и моральное право указать бизнесменам, что им стоит держаться подальше от школы. Учитель – вот главный и окончательный авторитет в образовании».

А знаете, как в Финляндии характеризуют ЕГЭ и все его аналоги? Как toxic stress. Не как дату Икс, ради которой вся школа работала с 5 по 11 класс, не как день истины, от которого зависит будущее выпускника и дальнейшее благосостояние Марьиванны, не как способ объективно оценить знания учащихся (и дать педагогу подзаработать репетиторством), не как момент триумфа Системы (вот мы вас ужо прищучим!), а как вредоносный, токсичный стресс.

А кто же тогда решает, хорошо ли учатся дети? Да учитель и решает. А каким методом? Вы не поверите, смотрит глазами и делает пометки каждый день в своей тетрадке. (Мы ведь помним, мы выучили его, вложили в него кучу денег, и теперь доверяем ему полностью!)

А если в классе оказывается «трудный» ребенок (в одной из англоязычных статей я прочла о таком «проблемном» мальчике из семьи мигрантов), то ему на помощь приходит ЕЩЕ ОДИН учитель. Помощник, который занимается только с ним. Не отвлекая главного учителя и не тормозя класс.

Ну и наконец. Учителям в Финляндии платят не так уж много. Эта страна стоит на девятом месте вот в таком списке:

  • Швейцария – учитель получает в среднем 69 000 $ в год.
  • Нидерланды – 58 000.
  • Германия – 54 000.
  • Бельгия – 52 000.
  • Корея и Ирландия – 47 000.
  • Япония – 45 000.
  • Австралия – 44 000.
  • Финляндия – 43 000 $ в год.

Россию в этой таблице я не нашла, но все вы, благодаря всё той же Марьиванне, умеете складывать, делить и умножать. А может быть, и делать выводы.

Давайте подведем промежуточный итог. Итак:

1. Гнать из школы взашей «проверяльщиков» всех рангов.

2. Отделять школу от политики и бизнеса.

3. Отменять все «катастрофы» типа ЕГЭ.

4. Платить учителям хотя бы тот МИНИМУМ, что платят в Финляндии.

5. Как следствие – иметь громадный конкурс в педагогические университеты, жесткий отбор при приеме на работу, уважение к ремеслу, и – счастливых учеников.

А если с этим пока почему-то никак, и деньги в стране нужны на что-то другое – давайте пожалеем Марьиванну, поблагодарим ее за то, что она орала всего двадцать, а не все сорок пять минут урока, за то, что она старалась как могла, за то, что еще не ушла, оставив место после себя никем не занятым, то есть – пустым, поскольку у Марьиванны НЕТ конкурентов…

А еще – за то, что в провинциальных школах она сама зачастую покупает на свои гроши детям краски и альбомы, а иногда и булочку с чаем, чтоб поел…

За то, что она иногда звонит вам домой и жалуется, что ваш Петька прогулял три математики подряд.

За то, что всё еще вызывает вас в школу.

За то, что жалеет как умеет и учит как умеет.

Ведь без нее и этого не будет.

Она – наша зеркало, эта Марьиванна.

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Должен ли школьник стирать с доски?

Для чего нужна школа: чтобы ребенок получил образование, или научился убираться?