Мистика света и Преображение Господне

|
На Фаворе Христос явил апостолам Свою божественную славу, они это крепко запомнили. Он готовил их к тому, что апостолы увидят Его и в бесчестьи, на Кресте. И в день Голгофского испытания память о Христовой славе поможет им устоять.

Во всех буквально религиях есть своя мистика света. Для того чтобы эта мистика сложилась, религия не обязана ценой громадных усилий принять высокоразвитые формы. Самая примитивная техника экстаза обеспечит людей простенькой, но легко воспроизводимой мистикой света.

Диакон Павел Сержантов

Диакон Павел Сержантов

Шаманистические культы с большим успехом добиваются мистики света: человек с помощью галлюциногенного зелья (или без оного) впадает в состояние религиозного экстаза; под грохот бубна с ним разговаривают духи; он принимает от духов светоносные видения. После успешного камлания шаман сообщает односельчанам прогноз на будущее – по поводу беспокоящих болезней и удачи на охоте. И все это на основе почти гарантированных мистических видений.

С другой мистикой света познакомились античные неоплатоники. Их мистика света тоже имела экстатический характер. Но, в отличие от шаманской, она не была такой легкодоступной. И к тому же она была нагружена утонченно-философским содержанием. Если позволите, я не стану останавливаться на неоплатонизме, чтобы сэкономить время и перейти прямо к нашей традиции.

Есть своя мистика света у Православной церкви. И появилась она не в XIV веке, как думают некоторые любители порассуждать о паламизме. Истоки православной мистики света мы находим уже в Евангелии.

Вспомним, как Господь Иисус Христос преобразился перед избранными учениками. Он просиял Светом, как солнце. Он сделал явным Свой Свет, и ученики восприняли в некоторую меру Его Свет. Такое восприятие было бы невозможным без внутреннего преображения (без аскезы), ведь апостолы созерцали не физический свет, а нетварный божественный Свет.

Итак, на горе произошло невообразимое событие. Апостолы видели невидимого Бога. Преображенский Свет Христов и есть Свет Бога, неизреченная слава Бога, благодать Бога, прямое действие Бога.

Своими силами апостолы не могли бы Свет от Спасителя воспринимать. Христос их годами готовил к этому мистическому восприятию. Он помог им духовно укрепиться, очистить сердца. Свет явился тем людям, которые упорно шли за Христом «путем усердного доброделания и чистой молитвы» (Беседы (омилии) святителя Григория Паламы.Ч. 2. М., 1993. С. 88).

И даже при всем этом апостолы не имели сил выдержать пришествие нетварного Света: ученики Христовы пали ниц. И попадали апостолы ниц именно «по причине Света», как подчеркивает святитель Григорий Палама. Ближайшие Христовы ученики – Петр, Иаков, Иоанн – не могли стоять на ногах перед столь сильным Светом.

Теперь снова обратимся к святоотеческому толкованию этого евангельского отрывка: «Божественный Свет мерою дается и способен увеличиваться и уменьшаться, согласно достоинству принимающих его неделимо-разделяемого; и вот подтверждение сказанному: лицо Господа просияло паче солнца, одежды же Его стали светлыми и белыми как снег» (Там же. С. 100).

В православном мистическом опыте Свет является не как безличная космическая энергия, а как сила Бога Троицы. Господь может дать человеку для восприятия больше или меньше Своей пресветлой благодати. Лицо Господа Иисуса в момент Преображения источало Свет сильнее, чем Его одежда. Так видели и рассказали апостолы, и так понимает Евангелие святитель Григорий.

Всегда Господь являет Свою славу человеку, учитывая, насколько земной человек способен эту славу воспринять. Ему важно, как человек воспримет явление божественного Света. Господь общается с человеком – Своим Светом.

Для православной мистики света этот момент – определяющий. Не так удивительно, что несколько человек вдруг увидели необъяснимым образом появившийся Свет, то есть увидели чудо с мистическим появлением Света. Важнее, что их озарение Светом означало особый опыт неизъяснимого общения с Богом – такого общения, которое много выше слов.

На горе Преображения апостолы по милости Божией вкусили, что такое истинное блаженство. Петр сразу же прямо попросил, чтобы им остаться в этой славе Христовой подольше, не сознавая вполне, о чем просит. Ему очень хотелось, чтобы мгновение высшего счастья остановилось, длилось всегда-всегда. Но эта просьба не сбылась.

На Фаворе Христос явил апостолам Свою божественную славу, они это крепко запомнили. Он готовил их к тому, что апостолы увидят Его и в бесчестьи, на Кресте. И в день Голгофского испытания  память о Христовой славе поможет им устоять.

Бог дает людям благодать. Не для того, чтобы они могли уйти подальше от всех проблем и горестей. А для того, чтобы они могли эти горести стойко переносить.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге?

Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится

Фаворский свет: Ближе, чем мы думаем

Мы, как апостолы, зовем Бога и в то же время прячемся от Него. Мы желаем быть…

Преображение: Слава Божия – это человек, живущий полной жизнью

Неужели никто, кроме трех апостолов, никогда не видел Фаворского света, и их свидетельство – единственное? Нет,…