Митрополит Антоний (Паканич): На Святой Земле мы сугубо молились за Украину и за наш народ

Митрополит Бориспольский и Броварской, управляющий делами Украинской православной церкви поделился впечатлениями от очередной поездки в Иерусалим.
Митрополит Антоний (Паканич): На Святой Земле мы сугубо молились за Украину и за наш народ

– Владыка, Ваша последняя поездка в Иерусалим совершалась в непростое для Украины время, отличалась ли она от всех предыдущих Ваших посещений Святой Земли? И можно ли её рассматривать, как ещё один шаг к миру?

Действительно, мы совершали свое паломничество в очень непростое для нашего народа и страны время. И наша Церковь не может оставаться в стороне и безучастно наблюдать за тем, что происходит. Да, мы не даем политических оценок событиям, потому что мы — не политики. Кроме того, любая политическая оценка будет иметь как сторонников, так и противников, а значит, будет разделять общество. Задача же Церкви — не разделять, а примирять. И мы, не оценивая враждующие стороны с точки зрения политики, оцениваем их с точки зрения евангельской, то есть — выступаем против войны и насилия, выступаем за мир в стране. Поэтому наша делегация сугубо усиленно молилась на Святой Земле за нашу Украину и за наш народ. О молитве мы просили и Патриарха Иерусалимского Феофила, и представителей других Православных Церквей.

– Что бы Вам особенно запомнилось из разговоров с Патриархом Феофилом? Какая тема была самой важной?

Визит нашей делегации совершался и в непростое для Украинского Православия время. Наша Церковь сейчас терпит множество нападок, определённые силы, пользуясь непростой общественно-политической ситуацией в стране, пытаются подорвать авторитет Церкви в украинском обществе. Об этом мы говорили и с Блаженнейшим Феофилом. Патриарх Святого Града Иерусалима высказал слова поддержки нашему Предстоятелю, Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, и нашей Церкви в целом. Что особенно важно, Блаженнейший Патриарх пообещал молитвенно поддерживать каноническое Православие в Украине и выразил надежду, что раскол будет уврачеван в ближайшем будущем.

– Эта поездка для Вас была особой? Если да, то почему?

Каждая поездка на Святую Землю, и, особенно в Святой Град Иерусалим — особенная. Говорят, что в Иерусалим не приезжают, в Иерусалим постоянно возвращаются. Почему? Наверное потому, что для человека верующего Святой Город — это, в какой-то мере, центр мира, центр Вселенной.

Если взять Ветхий Завет, то можно увидеть, что пророки и священнописатели, плача и стеная за Иерусалимом, разрушенным, или оккупированным иноплеменниками, вместе с этим оплакивали и лишение человека райского блаженства. Для них Святой Град — не просто столица Царства Израильского, но “Город Бога Живого”. Его красота — это не просто красота архитектурная, но красота духовная. Именно здесь совершаются основные события человеческой истории. Здесь находятся гора Сион и гора Мория, Кедронская и Иосафатова долины… Точно так же и в Новом Завете Иерусалим занимает одно из центральных мест. Причем это касается не только событий, описанных в Евангелиях, но и событий грядущих, событий апокалиптических. Так, именно Иерусалим выступает в качестве прообраза Царствия Небесного. По слову апостола Павла: “Вы приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму” (Евр.12,22). Поэтому, даже приезжая в Святой Город в первый раз, мы «возвращаемся» в него, точно так же, как нам предстоит, надеюсь, вернуться в “объятия Отча”… Так что «обычной» поездка в Иерусалим не может быть по определению.

– Вы помните свои первые впечатления от Святой Земли? И чем это место отличается от других?

В каком-то смысле, все впечатления от Святой Земли — «первые». Они не повторяются, не дублируются, они не похожи друг на друга. Для меня вопрос о первых впечатлениях от Иерусалима, наверное, в чем-то подобен к вопросу о первых впечатлениях от прочтения Библии. Кто-то из святых сказал, что ты не можешь прочитать Библию и не измениться при этом. Это означает, что каждый раз ты будешь видеть Священный Текст новыми глазами, понимать его новым сердцем. Читая Писание, ты вступаешь в таинственное общение с его Автором. Что-то подобное чувствуешь и тогда, когда вступаешь в черту Старого Города в Иерусалиме. Как-то у одного монаха паломник спросил: «Если Иерусалим — это “город Бога Живого”, то где точно в Иерусалиме живет Господь?» На что старец ответил: “Ты лучше спроси, в каком месте Города Его нет — Он всюду!”. И действительно — в Иерусалиме постоянно ощущаешь присутствие Бога.

Когда проходишь через Яффские Ворота, идешь мимо башни Давида, ступаешь по мощенным улицам “Via Dolorosa”, приближаешься к Храму Гроба Господня и входишь под его своды… И вдруг понимаешь, что этими улицами ходил Сам Господь и Его Пречистая Матерь, апостолы и святые мученики… А вот здесь Христа распяли, здесь Его помазывали, а здесь — положили во Гроб и Он Воскрес… Конечно, передать то, что происходит в этот момент в сердце — невозможно, точно так же, как передать кому-то хотя бы часть той радости, которую испытываешь от встречи с Богом. Это можно только пережить самому…

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В Луганской области в результате обстрела был ранен священник

Здоровью священника уже ничто не угрожает, и он продолжает пастырское служение.

Распятие из конструктора LEGO: как относиться?

Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических.

Протоиерей Георгий Гуляев: На войне тебя видят или белым, или черным

Я — вижу и тех, и других. И понимаю, что есть общий корень – одна и…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!