Митрополит Антоний (Паканич): На Святой Земле мы сугубо молились за Украину и за наш народ

Митрополит Бориспольский и Броварской, управляющий делами Украинской православной церкви поделился впечатлениями от очередной поездки в Иерусалим.
Митрополит Антоний (Паканич): На Святой Земле мы сугубо молились за Украину и за наш народ

– Владыка, Ваша последняя поездка в Иерусалим совершалась в непростое для Украины время, отличалась ли она от всех предыдущих Ваших посещений Святой Земли? И можно ли её рассматривать, как ещё один шаг к миру?

Действительно, мы совершали свое паломничество в очень непростое для нашего народа и страны время. И наша Церковь не может оставаться в стороне и безучастно наблюдать за тем, что происходит. Да, мы не даем политических оценок событиям, потому что мы — не политики. Кроме того, любая политическая оценка будет иметь как сторонников, так и противников, а значит, будет разделять общество. Задача же Церкви — не разделять, а примирять. И мы, не оценивая враждующие стороны с точки зрения политики, оцениваем их с точки зрения евангельской, то есть — выступаем против войны и насилия, выступаем за мир в стране. Поэтому наша делегация сугубо усиленно молилась на Святой Земле за нашу Украину и за наш народ. О молитве мы просили и Патриарха Иерусалимского Феофила, и представителей других Православных Церквей.

– Что бы Вам особенно запомнилось из разговоров с Патриархом Феофилом? Какая тема была самой важной?

Визит нашей делегации совершался и в непростое для Украинского Православия время. Наша Церковь сейчас терпит множество нападок, определённые силы, пользуясь непростой общественно-политической ситуацией в стране, пытаются подорвать авторитет Церкви в украинском обществе. Об этом мы говорили и с Блаженнейшим Феофилом. Патриарх Святого Града Иерусалима высказал слова поддержки нашему Предстоятелю, Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, и нашей Церкви в целом. Что особенно важно, Блаженнейший Патриарх пообещал молитвенно поддерживать каноническое Православие в Украине и выразил надежду, что раскол будет уврачеван в ближайшем будущем.

– Эта поездка для Вас была особой? Если да, то почему?

Каждая поездка на Святую Землю, и, особенно в Святой Град Иерусалим — особенная. Говорят, что в Иерусалим не приезжают, в Иерусалим постоянно возвращаются. Почему? Наверное потому, что для человека верующего Святой Город — это, в какой-то мере, центр мира, центр Вселенной.

Если взять Ветхий Завет, то можно увидеть, что пророки и священнописатели, плача и стеная за Иерусалимом, разрушенным, или оккупированным иноплеменниками, вместе с этим оплакивали и лишение человека райского блаженства. Для них Святой Град — не просто столица Царства Израильского, но “Город Бога Живого”. Его красота — это не просто красота архитектурная, но красота духовная. Именно здесь совершаются основные события человеческой истории. Здесь находятся гора Сион и гора Мория, Кедронская и Иосафатова долины… Точно так же и в Новом Завете Иерусалим занимает одно из центральных мест. Причем это касается не только событий, описанных в Евангелиях, но и событий грядущих, событий апокалиптических. Так, именно Иерусалим выступает в качестве прообраза Царствия Небесного. По слову апостола Павла: “Вы приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму” (Евр.12,22). Поэтому, даже приезжая в Святой Город в первый раз, мы «возвращаемся» в него, точно так же, как нам предстоит, надеюсь, вернуться в “объятия Отча”… Так что «обычной» поездка в Иерусалим не может быть по определению.

– Вы помните свои первые впечатления от Святой Земли? И чем это место отличается от других?

В каком-то смысле, все впечатления от Святой Земли — «первые». Они не повторяются, не дублируются, они не похожи друг на друга. Для меня вопрос о первых впечатлениях от Иерусалима, наверное, в чем-то подобен к вопросу о первых впечатлениях от прочтения Библии. Кто-то из святых сказал, что ты не можешь прочитать Библию и не измениться при этом. Это означает, что каждый раз ты будешь видеть Священный Текст новыми глазами, понимать его новым сердцем. Читая Писание, ты вступаешь в таинственное общение с его Автором. Что-то подобное чувствуешь и тогда, когда вступаешь в черту Старого Города в Иерусалиме. Как-то у одного монаха паломник спросил: «Если Иерусалим — это “город Бога Живого”, то где точно в Иерусалиме живет Господь?» На что старец ответил: “Ты лучше спроси, в каком месте Города Его нет — Он всюду!”. И действительно — в Иерусалиме постоянно ощущаешь присутствие Бога.

Когда проходишь через Яффские Ворота, идешь мимо башни Давида, ступаешь по мощенным улицам “Via Dolorosa”, приближаешься к Храму Гроба Господня и входишь под его своды… И вдруг понимаешь, что этими улицами ходил Сам Господь и Его Пречистая Матерь, апостолы и святые мученики… А вот здесь Христа распяли, здесь Его помазывали, а здесь — положили во Гроб и Он Воскрес… Конечно, передать то, что происходит в этот момент в сердце — невозможно, точно так же, как передать кому-то хотя бы часть той радости, которую испытываешь от встречи с Богом. Это можно только пережить самому…

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
В Луганской области в результате обстрела был ранен священник

Здоровью священника уже ничто не угрожает, и он продолжает пастырское служение.

Распятие из конструктора LEGO: как относиться?

Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических.

Протоиерей Георгий Гуляев: На войне тебя видят или белым, или черным

Я — вижу и тех, и других. И понимаю, что есть общий корень – одна и…