Народ падает перед иконами на колени, художник их сжигает…

|
"Народ вкалывает на трех работах, художник — ищет себя и бегает голым по сцене или даже по улице в знак протеста против бытия и Бога; народ падает перед иконами на колени, художник их сжигает. Где здесь точки коммуникации?" Режиссер Юрий Быков об искусстве и цензуре.
Юрий Быков

Юрий Быков

Сейчас какой-то вал споров о цензуре. Что сказать? Да, давление государства на современных художников очевидно, но нужно понять, что власть — она на то и власть, чтобы быть консервативной и не разделять никаких авангардных настроений. Да, на Западе этот прогиб государства под общественное мнение произошел, но после столетий частной собственности, а не после двадцати лет первичного накопления капиталов; и при поддержке подавляющего большинства общества, которое стало разделять прогрессивные взгляды на жизнь.

А у нас — основная масса населения разделяет почвеннические, религиозные, архаичные ценности. И все разговоры о том, что «деньги наши, потому что мы — народ» — заблуждение. Это не так. В какой-нибудь Франции посещение модернисткой галереи или спектакля с элементами эротической провокации, философского и социального бунта — это норма и даже «must see» для приличного человека, и он искренне будет искать «смыслы и художественные посылы»; а если взять из каждого российского региона по учителю, слесарю, врачу и трактористу, привести в современный театр или на выставку и спросить, хотят ли они за свои налоги «это искусство», боюсь, что в большинстве случаев ответ будет — нет. И с этим фактом нужно считаться.

Еще очень долго народ не сможет понять и принять «актуальных художников», поскольку ничего этот народ с этими художниками не роднит. Народ вкалывает на трех работах, художник — ищет себя и бегает голым по сцене или даже по улице в знак протеста против бытия и Бога; народ падает перед иконами на колени, художник их сжигает. Где здесь точки коммуникации?

«Эти художники разрушают мой пусть не самый уютный, но понятный и родной дом» — вот как мыслит народ. А наша власть — плоть от плоти нашего народа, господа художники. И она будет зажимать, потому что искренне верит, что обороняется от врагов. А все разговоры на тему, что власти нужно тупое население — конспирология. Власти нужно лояльное население. То, что чиновник коррумпирован или самодур, не значит, что он ни во что не верит, не любит своих детей, родителей и землю, где родился. Просто у него свое — феодальное мышление. Не бывает плохих и чертей, бывает — уровень развития.

Нам нужна долгая, кропотливая и аккуратная работа с аудиторией по убеждению ее в необходимости хотя бы постепенной реформы вкуса. «Смотрите, Чехов же — хорошо? Давайте посмотрим, что к нему близко, но чуть сложнее для восприятия» и в таком ключе. А мы машем шашкой: «Быдло! Вы ничего не понимаете!», «Не нравится — пошли вон!» Продуктивно ли это? Нет. Скорее надменно, заносчиво и опрометчиво. Мы же не подходим к ребенку объяснить мир с учебником по квантовой физике. Если, конечно, задачей просвещенной элиты не стоит революционный лозунг «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом…» Но результаты такого мышления нам известны…

Ненависть рождает только ненависть. Невнимание — только невнимание. Глупость — только глупость. Отторжение — только отторжение… Конечно, художник ничего не должен зрителю, но ведь и зритель тогда ничего не должен художнику. И если все-таки спросить, кто первым должен сделать шаг навстречу, я думаю, ответ будет прост. «Кому больше дано — с того больше спросится».

P.S. Но это на мой взгляд. Я не истина в последней инстанции…

Юрий Быков родился 15 августа 1981 года в городе Новомичуринске Рязанской области.

В 2005 году окончил актерский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова). После ВГИКа играл в театрах: МХАТ, «Et Cetera», Театре Луны, Театре Российской Армии. Играл небольшие роли в кино и телесериалах.

В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссер, композитор, продюсер и актер. Фильм был награжден главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» на кинофестивале «Кинотавр».

Был режиссером сериала «Станица», но ушел прямо со съемочной площадки, так как не хотел «снимать халтуру».

В 2013 году состоялась премьера фильма «Майор» в рамках «Недели критики» Каннского кинофестиваля.

Снял две трети фильма «Время первых», посвященного Алексею Леонову и его выходу в открытый космос, но из-за творческих разногласий был отстранен от проекта.

В 2016 году учредил кинокомпанию «Кода».

Лауреат премии «Ника» 2014 года за лучшую режиссуру (фильм «Майор») и 2015 года — за лучший игровой фильм (фильм «Дурак»), а также премии ТЭФИ в номинации «Режиссер телевизионного фильма/сериала» (сериал «Метод»).

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Патриарх: Нельзя издеваться над тем, во что религиозные люди верят

Но он признался, что даже при откровенном оскорблении религиозных чувств остается на стороне мира

В Госдуме предлагают ужесточить наказание за порчу произведений искусства

Борцам с чужим творчеством может грозить до двух лет исправительных работ

Мединский извинился перед Райкиным за своего заместителя

«Все наши опасения развеяны. Взаимопонимание восстановлено», говорят в театре