Не давайте людям того, что они хотят

|

В Екатеринбурге раздача Святой Воды обернулась скандалом и потасовками — так начинается ролик, выложенный в интернете, и процитированный во многих блогах.  Простояв пять часов в очереди, люди — в основном пожилые женщины — распихивая друг друга, кинулись к цистерне, но оказались недовольны качеством воды, мутной и с какими-то загрязнениями. Новость вызвала язвительные антицерковные комментарии.

Многим православным людям (особенно священнослужителям) известно, что такие вещи время от времени происходят. Раздача Святой Воды иногда порождает не благодатное умиление, а “раздражение и ярость, споры и гнев и крик”.

Чем это вызвано? Как такая глубокая церковная традиция, как водосвятие, традиция, отражающая нашу веру в реальность Божиего присутствия и Божиего действия в мире, может восприниматься таким образом? Мне кажется, это часть более общей проблемы — разницы между тем, что люди ожидают от Церкви и тем, что Церковь может им дать.

Люди относятся к Церкви, в целом, положительно — по данным социологических опросов, Церковь, как институт, и священнослужители, как профессиональная группа, пользуются доверием большей части сограждан. Люди охотно приглашают священников, чтобы освятить свои дома, или офисы, или автомобили.

Но что люди  хотят от священников и Церкви в целом? Боюсь, что ответ неутешителен; люди очень часто хотят магии. Магия очень популярна; зайдите в любой книжный магазин, и Вам предложат огромное количество пособий по магии — тут Вам “Магия Вуду”, и “Магия Деревьев” и, конечно, “Магия Воды”. Недавно “Комсомольская правда” рассказала о женщине, которая была уволена, потому что на работе, вместо исполнения своих прямых обязанностей, занималась наведением порчи на начальника, протыкая его фотографию иголками.

Воинствующие секуляристы полагали — и, вопреки всякой очевидности, продолжают полагать — что подрыв влияния традиционной религии приведет к утверждению научного, рационалистического мировоззрения. Ничего подобного не происходит в действительности — выпущенные из-под пресса государственного атеизма люди ударились в самое дикое язычество и магизм, и, увы, пребывают в этом состоянии до сих пор.

Это приводит к тому, что вся практика Православной Церкви воспринимается людьми внешними (и, увы, недостаточно просвещенными внутренними) как магическая. Молитвы усваиваются в качестве заклинаний, святая вода — в качестве магической субстанции, на форумах обсуждается даже что-то вроде “православного вуду” — методов, которые якобы позволяют, при помощи каких-то псевдоцерковных манипуляций, например, поминовения живых за упокой со свечами, отомстить обидчикам. Магические последствия таких “православных” манипуляций воспринимаются с  крайней серьезностью — люди с глубокой озабоченностью спрашивают, как им избегнуть “страшных” последствий, если они случайно вписали живого в записку “за упокой” или приписывают свои проблемы со здоровьем тем, что зложелатели поставили за них “заупокойную” свечку.

Никак нельзя сказать, что у нас не обращают внимания на эту проблему –  мне доводилось читать и множество книг, статей, слышать множество проповедей, направленных против подобной профанации церковных молитв и священнодействий. Однако проблема остается. Церковь сталкивается — и будет сталкиваться — с мощным давлением, направленным на оккультирование церковных обрядов.

Магия привлекает людей тем, что обещает дополнительные возможности в жизни, при этом совершенно не требуя что-либо в жизни менять. Православный подход прямо противоположен магическому — люди призваны покаяться, то есть переменить свои взгляды на мир, свой образ жизни, свои цели и устремления, полностью перестроить свою жизнь на новом фундаменте — на фундаменте веры во Христа. Подлинная вера требует очень глубокой внутренней перемены, и люди часто этой перемены не хотят; но это только часть проблемы. Часто они даже не знают, что такая перемена возможна; они об этом просто не услышали. Почему? Потому что мы, православные люди, часто не решаемся об этом говорить.

Тому есть несколько причин.

Во-первых, у многих из нас нет к этому привычки,  нет языка, которым мы могли бы говорить внешним о Евангелии и Христе. Часто так получается, что православные люди ищут общий язык с внешними где-то в области футбола или патриотизма — вещей, может, и неплохих, но Спаситель посылает Апостолов проповедовать не их. Владычество Христа, будущий Суд, Воскресение мертвых и жизнь будущего века — совсем не те темы, которые часто возникают в разговорах православных с нецерковными людьми. Между тем, все устроение церковной жизни, все действия Церкви подчинены совершенно определенной цели — ввести верных в жизнь вечную и блаженную. Там, где эта цель остается непонятой, люди начинают приписывать церковным священнодействиям самый фантастический смысл.

Во-вторых, все мы понимаем, что открытая проповедь покаяния и веры во Христа может оттолкнуть и разозлить людей; мы живем в глубоко нравственно и духовно одичавшем обществе, и сказать, например, сослуживцу, что ему не следует бросать жену — значит навлечь на себя сильное раздражение.

В-третьих, такая проповедь поставит нас самих в уязвимое положение, когда на нас будут смотреть, соответствуем ли мы сами тому, что проповедуем. То, что мы не находим слов, чтобы объяснить людям, для чего вообще нужна Церковь, понятно; но с этим надо что-то делать. Смущения и огорчения, которые оказались  в этом году связаны с водосвятием, заставляют об этом задуматься.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Чтобы отличать добро от зла, разве нужна религия?

И почему не хватит простой человеческой эмпатии

Вахтанг Кипшидзе: Если человек придерживается атеистических убеждений, то это не оскорбляет ничьих чувств

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата ответил на реплику Владимира Познера

Познер спросил у президента и Патриарха, не осудят ли его за атеизм (видео)

Тележурналист в эфире «Первого канала» прокомментировал приговор блогеру Руслану Соколовскому

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: