О патриотизме с точки зрения вечности

|
Мы посланы быть миротворцами, мы посланы исцелять и созидать – особенно, исцелять отношения людей с Богом и друг другом, разрушенные грехом.

В интернете люди, говорящие о своем христианстве, поглощены яростными препирательствами из-за украинской смуты. Патриоты обеих сторон предаются откровенной ненависти и призывают к убийству. Противно ли это заповедям Божиим? Несомненно, и пытаться делать вид, что это не так – значит заниматься самообманом.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Но где обрести опору для хранения заповедей? В ясном осознании того, кто мы такие, и что из этого следует.

Христианин – это не просто человек, который старается «быть хорошим». Это человек, перемещенный в совершенно иную систему координат.

Святой Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:4-7).

Апостол не говорит «когда-нибудь в будущем Бог посадит Вас на небесах во Христе Иисусе». Он исходит из того, что пребывая во Христе через веру и церковные Таинства, мы уже вместе с Ним возведены на небо. Здесь, сейчас с нами произошла радикальная перемена – и значит то, как мы видим мир, себя и друг друга, полностью переменилось.

Представьте себе человека, побывавшего на небесах. Он был в раю и видел вечное ликование спасенных; видел Город – Небесный Иерусалим, о котором в Писании сказано:

«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.21:23-27, 22:1-5).

Как сказал английский поэт Сэмуэль Колридж:

Что, если ты уснул?

И что, если во сне ты видел рай небесный?

И что, если в раю цветок сорвал ты странный и чудесный?

Что, если ты проснулся – а цветок

еще в твоей руке?

Ах, что тогда?

Христианин – это человек, который через веру и Таинства принят на небеса; этот Небесный Город – наша Родина. Мы там граждане.

Как говорит святой Апостол, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). Мы знаем, что мы принадлежим Граду Божию – и что наступит день, когда мы водворимся там навечно. И самое важное – это дойти туда.

Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Анжерский апокалипсис)

Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Анжерский апокалипсис)

Потому что если принимать нашу веру всерьез, то спасение Вашей души – и души Вашего ближнего – гораздо, неизмеримо важнее геополитических бодаловок между Россией и США, того чей Крым, и будет ли Украина унитарным или федеративным государством.

Души, которые были спасены тысячу лет назад, остаются спасенными; а которые погибли в то же время, остаются погибшими. Какова была в то время политическая жизнь, кто-нибудь помнит?

Определенно, какая-то была. Восточная Римская Империя вела тонкие дипломатические игры, франки тоже чего-нибудь делили, яростно препирались, отхватывали друг другу головы, посылали войска, бегали к Папе или Патриарху за благословением, чтобы потом предъявлять его верным частям – в общем, суетились.

Что мы имеем в сухом остатке? То, что некоторые души были спасены для вечности, а некоторые погибли.

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь Крым, и даже Юго-Восток, а душе своей повредит? То, храните ли лично Вы заповеди Божии, намного важнее, чем то, что там делают Путин, Обама, или еще какие-то сильные мира сего. Если Вы думаете, что у Вас есть веские причины ненавидеть других людей и призывать их убить, подумайте, насколько вескими они будут через какую-то тысячу лет, когда Вы будете оглядываться на них из того или другого места.

Конечно, это не означает эскапизма – христианин не беглец, а посланник, агент Господа в этом мире. Наш Господь послал нас сюда, в этот мир вражды и безумия, с миссией – подвизаться ради вечного спасения нас и наших ближних, всех, с кем мы имеем дело, всех, кому мы можем сказать слово через интернет.

Мы посланы быть миротворцами, мы посланы исцелять и созидать – особенно, исцелять отношения людей с Богом и друг другом, разрушенные грехом.

Мы призваны молиться – особенно за врагов, особенно за тех, кто нас пугает, раздражает или вызывает наше негодование. Мы призваны возвещать мир и спасение во Христе.

Если мы православные христиане, для нас все те, кто приступает ко Святой Чаше – в Москве или Киеве, Донецке или Тернополе, Берлине или Нью-Йорке, возлюбленные братья и сестры, с которыми мы надеемся разделить блаженную вечность.

Как неустанно напоминает Церковь, «Границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства».

Есть вещи – переживания, ценности, предпочтения, которые можно взять с собой в рай; а есть такие, которые нельзя – их там не будет, иначе это был бы уже совсем не рай. От них можно либо отказаться, либо отправиться не в рай, а туда, где они будут.

Ненависть, презрение, радость по поводу несчастий соседа, жажда мести (сколь угодно «справедливой») – это то, с чем в рай не войдешь. Это надо или оставить, или идти совсем в другое место.

А нам важно понимать, что мы все – сограждане, ибо принадлежим к одному Городу – Небесному Иерусалиму, принадлежим к одному народу – Божию и пребываем под властью одного Царя – Господа нашего Иисуса Христа.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Что нам дедовы победы?..

Может ли патриотизм быть безнравственным?

Эпидемия зомби. Как избежать заражения и можно ли быть на нейтральной стороне?

Мы переживаем психическую эпидемию, эпицентр которой находится на Украине, но она также заметно охватила и Россию.

Можно ли оправдать убийство?

Заповедь не уточняет, что ближний должен быть хорошим человеком – она не говорит «не убий хорошего…