Первые три дня Страстной седмицы… Небесные колеса, мудрые девы и настоящий ладан (+аудио)


«Переживая первые три дня Страстной Седмицы…» Беседа Протоиерея Сергия Правдолюбова

Bидех видения Божия

Великий Понедельник. На 6-м часе читается паремия, ветхозаветное чтение – пророчество Иезекииля, описание его видения, страшного видения (Иез. 1, 1–20). Дух Господень является ему в свете и даже блеске «И посреде его яко видение илектра посреде огня» (илектра – корень слова тот же, как и у слова электричество).

Пророк видит мощное сверхсияние и какие-то колеса, в которых много очей. Это что? Это видение, и даже, как мы

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов

читаем в Великую Среду, – это не просто видение, а видение Славы Божией. Но оно настолько непередаваемо на язык нашего времени и нашего ума, что мы даже не пытаемся представить себе, как это и что это.

Если мы возьмем фантастическую литературу, связанную с инопланетными путешествиями, где героям встречаются всякие существа, то там писатели-фантасты пытаются передать другую реальность нашими человеческими понятиями – всякими бластерами, всякими сверхпроводимыми материалами, машинами времени и так далее.

Но все это не передаёт ничего из того, что есть в объективной реальности, которую никто ни разу не видел. Лазаря, когда он был воскрешен, наверняка могли бы спросить: «Что ты видел?» А что мог Лазарь ответить? Он мог передать своими словами то, что он видел? В человеческом языке нет таких слов. Это непостижимо. Он увидел это, а слов-то нет, чтобы об этом сказать, он молчал. Не от того, что он не хотел говорить, а оттого что слов таких нет.

Как апостол Павел говорит: «Око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Это не передаваемо никакими средствами.

Пророк Иезекииль увидел это страшное явление: двигающиеся колеса, свет пламени из средины огня, в котором видно было подобие четырех животных с обликом человеческим. Эти животные – телец, лев, орел, а еще и человек – символы евангелистов, которые изображены на каждой книге Евангелия, которые мы выносим для чтения в Церкви и поставляем посреди храма. Эти животные стали символами евангелистов, потому что они оставили повествование о Господе, откровение Божие. Но мы даже и не пытаемся понять, что видел Иезекииль или, что Господь хотел сказать этим видением.

Исход

И в этот же день на Литургии Преждеосвященных Даров поется стихира «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем»…

И про смоковницу говорят, и про пир, и про видение. Что еще? На вечерне Великого Понедельника читается еще одна паремия – «Исхода чтение» (Исх. 1, 1-20).

Чтение вот какое: история порабощения народа Израилева, ожесточение фараона, приказание убивать всех первенцев. Важно, чтобы было понятно, откуда Господь вывел свой народ. Развитие этой темы мы увидим в богослужении Великой субботы. Наше сознание, наш ум приготавливают к Пасхе, в нашей памяти оживляют, активизируют, то, что мы и раньше знали, в семинарии проходили, дома читали, но во время службы это воздействует очень мощно.

Разве даром богобоязнен Иов?

После Исхода, читается паремия из книги Иова, «Иова чтение» (Иов. 1, 1-12). Как говорят, это одна из самых глубочайших книг Ветхого Завета, самая философская книга. Страдалец, не имеющий грехов, за которые он должен был так страдать, – это образ Самого Господа Иисуса Христа. В паремии, читаемой в храме, говорится о самом начале истории, о том, как начались бедствия Иова.

Дьявол увидел, что хорошо живется Иову, поэтому он никогда ничего плохого на Бога не говорит, и предложил спор: если у него отнять все благо, вот он тогда Бога и проклянет. И Господь попустил дьяволу, чтобы, только не касаясь жизни самого Иова, сделать так, чтобы благополучие его было временно отнято.

История страшная: все хозяйство разорилось, дети погибли, сам он сидел на гноище, то есть подальше от жилищ людей, потому что от него такой гной и запах болезненный исходил, что они не могли этого терпеть. Это страдалец невинный – образ Господа Иисуса Христа.

Близ есть, при дверех

Евангельское чтение, которое в Великий Понедельник на вечерне читается (Мф, 24, 3-35) – это беседа на горе Елеонской. Вот это удивительно: приступили к Господу ученики и сказали: «Как все будет в конце света? Что произойдет?» И Господь ничего не скрыл от своих учеников, с тревогой в голосе рассказал им о том, что будет, когда солнце померкнет и не даст света своего, и силы небесные поколеблются… То есть, он все-все им сказал. Как он сказал о Страшном Суде, так и о Конце света сказал, – чтобы люди не пугались, чтобы они знали заранее, готовились к этому событию, чтобы они все это понимали.


Хор братии Валаамского монастыря – Се Жених грядет в полунощи

В Великий Вторник, мы вспоминаем о десяти девах, поется «Се Жених грядет в полуночи» и «Чертог Твой…». Еще тут же вспоминается и беззаконный совет книжников и фарисеев, которые хотели убить Господа Спасителя, и Иуда, который говорил: «Что вы хотите мне дать, чтобы я вам Его предал?». На утрени читается продолжение беседы на горе Елеонской, (Мф. 22, 15–23, 39) – о том, что надо давать кесарю кесарево, о неверии в воскресение саддукеев, вспоминается их пример о семи братьях и одной жене… По воскресении кому она будет женой, если они все имели ее женой? И Господь, не щадя, обличает книжников и фарисеев в их неверии.


Хор Московского Сретенского монастыря – Чертог Твой вижду, Спасе мой

После евангельского чтения начинается канон, на котором надо обратить внимание на кондак. Кондак – это одно из самых важных песнопений того дня. И вот как здесь замечательно написано:

«Час, душе, конца помысливши,/ и посечения смоковницы убоявшися,/ данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная,/ бодрствующи и зовущи:/ да не пребудем вне чертога Христова».

Здесь речь шла еще и о талантах, и в евангельском чтении вечерни будет в этот день говориться о талантах: каждому по силе даются таланты, и потом Господь спрашивает, а что человек сделал на эти таланты.

А потом звучит икос:

«Что унываеши, душе моя окаянная?/ Что мечтаеши безвременно попечения неполезная?/ Что упражняешися к мимотекущим?/ Последнейший час есть отселе,/ и разлучитися имамы от сущих зде./ Дондеже время имаши, возникни, зовущи:/ согреших Ти, Спасе мой,/ не посецы мене, якоже неплодную смоковницу,/ но яко благоутробен, Господи,/ ущедри со страхом зовущую:/ да не пребудем вне чертога Христова».

Мудрые и немудрые девы

В Великий Вторник читается Евангелие, в котором еще раз говорится о бодрствовании, как в притче о рабе, который «был протешен», то есть рассечен хозяином, который неожиданно вернулся домой. Но теперь эта тема раскрывается в притче о десяти девах, мудрых и юродивых. Эти девы – тоже символ всей нашей жизни.

devy

Мудрые, и немудрые. Одни мало запасли масла, другие вообще не запасли. Ночью, когда все уже задремали, раздался клич: «Се Жених грядет!» Это еще одно воспоминание Второго пришествия, воспоминание о том, что мы должны быть очень бдительны, и быть к этому готовы. И евангельское чтение кончается такими замечательными словами: «Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26, 2).

Возвратиться к себе

Великая Среда посвящается двум событиям. Первое – это совещание Иуды с книжниками, священниками и фарисеями о том, как арестовать Христа, вторая, главная память этого дня – блудница.

Произошло поразительное событие! Какая должна быть тоска по чистоте, по Богу, чтобы эта женщина-блудница вдруг раскаялась и пришла к Господу. Ведь мы не знаем, не имеем опыта в этих вещах, но, говорят, что любой грех затягивает человека. Есть клептомания, когда человек не может не воровать. Он просто идет, берет чужое и не может остановиться. Наркоманы не могут остановиться, мы знаем, как это страшно.

А ведь и блудницы, говорят, тоже не могут так просто перестать грешить. Мало того, что человек разрушается изнутри, у него как бы выедается его личность. Смотришь – человек более менее симпатичный, а он открывает рот, начинает говорить, а внутри у него ничего нет – все выжжено, уничтожено.И главное, он никак не может к себе возвратиться.

И в этот день вдруг блудница, сумевшая покаяться, пришла к Господу с ароматами. Она пошла на рынок, купила драгоценнейшее миро и принесла его Христу.

Настоящее

Меня всегда смущает, удивляет мысль: кто же мы такие – русские? В той стране, где Господь жил, на рынке можно было купить не разбавленное, настоящее миро, почему у нас всё в обмане? Нигде в Москве вы не купите -какое там миро! – вина настоящего, его нет, всё – подделка. Ладана настоящего нет, только подделки. Ничего подлинного нет, ни за какие деньги. Ну почему мы такие?

Почему у нас нельзя купить для Господа нашего Иисуса Христа настоящую вещь? Я несколько лет пытался купить для плащаницы настоящее розовое масло, а его нигде нет, его купить невозможно. Кругом всё – сплошная подделка.

Если бы мне сказали, что вот 5 грамм масла стоит 5 тысяч рублей, и можно туда-то пойти и приобрести, может быть, раз в жизни я бы сумел наскрести денег, собрать благотворителей и купить это масло, чтобы помазать плащаницу Господа Иисуса Христа.

Но его нигде нет! А почему у них было? Не розовое масло – миро – это еще драгоценнее. Почему они ничего не разбавляли? Насколько в ужасающем, страшном мире мы живем, что не можем купить ничего не разбавленного? Продукты, которыми мы кормим детей и внуков, – они же, говорят, такие все страшные, что вообще ими кормить никого нельзя…

Вот меня это удивляет. Ученики купили на рынке и хорошую плащаницу, то есть полотно, в которое тело Господа Иисуса Христа завернули. Можно было его купить, оно не было поддельное – настоящее, хорошей выделки, полотно. И миро тоже можно было купить.

Видимо, такое было тогда время: если ты продашь поддельное миро, то покупатель придет к тебе в следующий раз, голову оторвет и тут же, на рынке, на землю и бросит. Люди боялись? Может быть. Но почему-то все-таки они могли так дело делать, а мы даже для храма не можем.

Афонский ладан

Настоящий ладан я только раз в жизни видел и слышал. Один митрополит, когда летел с Ближнего Востока, то он не имел права провозки такого ладана. А росный ладан – это настоящие капли на специальном дереве, которое растет в Саудовской Аравии или где-то еще.

И вот мне рассказывали, что этот митрополит взял металлический цилиндр, заложил туда свежесобранный ладан, тщательно закупорил, замотал чем-то – он сделал всевозможные упаковки, только чтобы его провезти.

И когда он вошел в самолет, то аромат распространился на весь салон. И все слышали запах ладана, и, я думаю, люди на таможне тоже слышали, но подумали: «Ну ладно, разбойники, это же православные везут к себе молиться». Его нельзя никуда спрятать, этот настоящий ладан.

А я еще помню афонский ладан красного цвета – старой выделки из настоящей розы, который старые монахи с трудом выделывали своими крючковатыми монашескими руками. Буквально один комочек ладана принесешь, он попадет на уголь и распространяется такой аромат на все пространство храма! На Афоне этот ладан иногда специально рассыпали на подоконнике, так ни один комар не залетал в келью – ладан так действовал!

Прекрасный ладан. И когда я приехал на Афон, то я первым делом вспомнил этот афонский ладан 70-х годов, и страшно испугал одного грека, который, наверное, подумал, что я ищу наркотики. Я просто пошел по прилавкам и стал везде нюхать, где пахнет этим ладаном, который тут делали. Один раз я почувствовал только лишь слабый отголосок, настоящего ладана, прежнего, старой технологии, но такого как прежде – просто не нашел, его сейчас уже не делают. Люди не могут столько сил и здоровья тратить на этот настоящий афонский ладан, который был в 70-х годах. Люди просто уже измельчились.

Помазать тело к погребению

Так вот, то миро, которое купила блудница, было настоящее, драгоценное – это трудно себе представить. Аромат его наполнил все вокруг, а она скорбела, плакала и волосами своими вытирала ноги Учителя и просила милости. Господь остановил ее и сказал всем, что где ни будет проповедано слово Божие, Евангелие, то будет сказано и о ней и о том, что она сделала. Оставьте ее, «она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» (Мк. 14, 8).

И никто ничего не понял. Как? С какой стати? И только потом, уже много времени спустя, люди поняли что именно произошло в тот вечер. Потом, в Великую Пятницу, у учеников уже не было времени помазать Господа, потому что Он умер в 3 часа дня на Кресте, а в 6 часов нельзя было уже ничего делать, нельзя было прикасаться к умершему. Ученики и мироносицы миро-то купили, а помазать не смогли, не успели. Значит, эта блудница уже приготовила Христа помазанием, сделала всё, как полагается, для умершего Человека, готовя Его к погребению…

Подготовка текста: Прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова

По материалам аудиодиска «Богослужения Великого Поста. Беседы Протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе – марте 2011 года. 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Страстная. А тебя уже почти нет…

Человек может забыть о себе и исчезнуть в богослужениях

Входя в Страстную, мы поражены привычкой

Время пережить внутренний кризис отношений с Богом