По тебе будут судить о Церкви

|
С Дмитрием Селезневым, волонтером миссионерского отдела Саратовской епархии, мы познакомились в Корсаковке — селе, куда Дмитрий каждые выходные отправляется совершать богослужения так называемым мирянским чином. Наш собеседник рассказал, каким был его путь к Богу и как он стал миссионером.
По тебе будут судить о Церкви

От мистики — к познанию

Крещен я был еще в младенчестве, но путь к Богу прошел достаточно длительный. Мое первое знакомство с религиозной жизнью произошло, когда мне было 9 лет — в воскресной школе, где преподавали учителя одной из протестантских сект — «Гедеоновы братья». Мы тогда жили в Латвии (1989 год), и в этот период протестанты очень активно начали вести миссионерскую работу, особенно в странах Прибалтики. Там я впервые узнал о Христе, но, к сожалению, с чисто протестантских позиций. Это не стало серьезным увлечением, но какое-то зерно интереса к Богу было во мне посеяно. Спустя некоторое время мы с се­мьей поехали в гости к родственникам в Воронежскую область. Мне тогда было лет пятнадцать. Моя родная тетя, очень верующий человек, регулярно посещающая православный храм и соблюдающая посты, рассказала нам несколько историй про «последние времена», антихриста, ИНН и все в этом роде. Для моей подростковой пси­хики это было глубочайшим потрясением. Но при этом тетя дала мне много духовной литературы, и я начал интересоваться святыми отцами. Мой интерес изначально был поверхностным и сводился больше к мистике, предсказаниям и Апокалипсису, но все же он породил во мне желание узнать, что такое православная вера, в чем ее сущность. И чем больше я узнавал о Православии, чем вдумчивее читал Евангелие, тем меньше меня привлекала мистика и больше увлекало само учение.

По другим законам

Мой дальнейший путь проходил через большие искушения. Долгое время я, признаться, жил не по заповедям Божиим. Но потом пришел какой-то момент, когда внутренний духовный поиск соединился с твердым убеждением, что в мирском счастье, мнимом благе удовлетворения страстей никакого счастья и блага нет. Я стал ощущать полную внутреннюю пустоту — ничего не радовало, разочаровался во всем.

К тому времени я окончил Поволжскую академию государственной службы, по распределению попал в правительственные структуры и уже трудился там десять лет. Работа чиновника духовно очень тяжела. Ты видишь «внутренности» управленческих механизмов, и с этим связано много разных искушений. К тому же чиновничья работа лишена внутреннего содержания — ты просто исполнитель. Возник сильный разрыв между тем, чем мне приходилось заниматься, и моим внутренним стремлением к Богу. И однажды я просто написал заявление и ушел.

Никакого «запасного аэродрома» у меня не было. Все задавали вопросы: зачем, почему, разве можно уходить в никуда? Но Господь, видя мое стремление, в скором времени дал мне работу, где я нашел духовное утешение. Сейчас тружусь в Центре экспертиз и научных исследований. Мы занимаемся сохранением культурного наследия, экспертизой документации по реставрации исторических зданий, монастырей, храмов. Так что о том, что не стал мириться с обстоятельствами и плыть по течению, совершенно не жалею.

«Я не мог причаститься два года»

Когда я стал регулярно ходить в храм, мне сразу попался очень хороший батюшка, который меня направил в нужное русло — не в обрядовость, а в духовное постижение Православия. И все же начальный период воцерковления дался мне очень трудно. Первые два года я не мог причаститься. Поститься три дня тогда было для меня великим подвигом, в правиле ко Причащению и канонах все слова были непонятны. Тем не менее, я как-то и постился, и читал, и вот — прихожу на исповедь, а батюшка мне говорит: «Ты не готов, иди еще готовься». У меня руки сразу опустились, пропало все желание. Но я как-то сделал над собой усилие, опять подгото­вился, и… опять священник не допустил меня ко Причащению.

Через некоторое время я поехал в Дивеево. Снова готовился, постился, думал: «Ну теперь-то точно причащусь!». И вот стоит толпа, человек сто, несколько священников принимают исповедь. Я выбрал себе батюшку помоложе, жду. Встав у аналоя, всё про себя рассказываю, а дивеевский священник мне и говорит: «Я не могу тебя допустить». Удивленно спрашиваю: «Почему?». А он: «Ты не готов. Езжай к батюшке, у которого окормляешься, он тебя должен допустить».

И тогда я уже понял, что был в этом Промысл Божий. А в моей исповеди — не было искреннего сожаления, не было покаяния. Спустя какое-то время я вновь, основательно подготовившись, пошел исповедоваться. Мой батюшка в тот день не служил, исповедь принимал другой священник. Я сильно волновался, ладони потели. Батюшка спросил, есть ли у меня смертные грехи. Я ответил, что есть. «Каешься?» — «Каюсь». И он прочитал надо мной разрешительную молитву. Всё! И вот тогда я понял, какова милость Божия на самом деле и как нужно подходить к принятию Святых Даров. Господь мне показал, что если искренне раскаиваешься, то все складывается легко. Я выпорхнул оттуда как на крыльях.

Грани милосердия

Я был тогда холост, имел много свободного времени и много возможностей. Моя духовная жизнь требовала каких-то действий. И я спросил своего батюшку, могу ли чем-нибудь помочь Церкви. Он благословил меня обратиться в саратовское общество «Грани милосердия». Там я наконец-то нашел единомышленников — мне очень не хватало общения с людьми, которые уже посвятили себя Богу. В обществе милосердия оказался большой дружный коллектив. Буквально через месяц мы все вместе поехали на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру и Марфо-Мариинскую обитель. Эта поездка очень помогла мне в духовном взрослении.

В обществе в основном все делали сестры, ведь его деятельность связана с детьми — нужны материнская любовь, материнские руки. Мужчине остается только приехать на машине: забрать, отвезти, привезти. Занимался я там и творческой деятельностью: к Рождеству и Пасхе мы готовили спектакли, ездили с ними по детским домам, бывали в исправительных колониях.

Одно из послушаний сестер милосердия — это помощь людям, которые неизлечимо больны. В Первой городской клинической больнице Саратова есть отделение, где такие больные живут свои последние месяцы и дни. Я помогал сестрам в этом отделении, когда необходима была физическая сила — например, поднять пациента, который не может ходить. Там же я познакомился с отцом Дионисием Каменщиковым, настоятелем больничного храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона и руководителем епархиального миссионерского отдела. После беседы отец Дионисий спросил, нет ли у меня желания послужить в алтаре, а также заниматься миссионерской деятельностью. Я, конечно, отозвался. И вот, начиная с лета прошлого года, несу послушание в Пантелеимоновском храме.

Мирянским чином

В этом году у миссионерского отдела Саратовской епархии появилось новое направление деятельности: миссионеры выезжают на приходы, где нет постоянного священника, и совершают там богослужения так называемым мирянским чином.

Я вместе с другим нашим алтарником езжу в село Корсаковка Татищевского района. Помню, в первую нашу службу — в праздник Рождества Христова — в храме стояла тишина, прихожане пребывали в настороженности. Но потом — привыкли, стали задавать вопросы. Бывает, конечно, и так, что мы не знаем ответа, и тогда «увозим» вопрос с собой, консультируемся с батюшкой. Наша задача — «развернуть» людей к правильному пониманию веры, пробудить в них дух. Люди за обрядовостью часто не видят сути Православия.

Стараюсь часто напоминать себе, что эти поездки — большая ответственность: ведь по тебе будут судить о Церкви. В планах — поступить на заочное отделение семинарии. Всегда держу под рукой книги святителя Игнатия (Брянчанинова), читаю другую святоотеческую литературу. У меня всегда было желание общения с людьми, говорить с аудиторией для меня не проблема, самое главное — знать, о чем говорить.

Жена меня поддерживает, хотя порой возникают чисто бытовые сложности. Нашему сыну чуть больше трех месяцев, и ему, конечно же, необходимо много внимания. Так что в субботу я выезжаю в село, а в воскресенье супруга идет в храм — а с малышом сижу я.

По молитвам матушки Елисаветы

Кстати, то, как я встретил свою супругу Юлию, — отдельная удивительная история.

Будучи еще совсем невоцерковленным молодым человеком, шесть лет назад, я был проездом в Москве и зашел в Храм Христа Спасителя. Там я увидел вереницу людей, стоявших к «каким-то» мощам, и без особого интереса встал в очередь. Приложившись к раке, получил из рук священника небольшую бумажную иконку. Положил ее во внутренний карман кошелька и благополучно забыл об этом событии.

У моей будущей жены путь к Богу начался с похода в Покровский храм Саратова — в день, когда туда были привезены мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. После этого она начала читать духовную литературу, ездить по святым местам и вступила в общество «Грани милосердия», которое тоже — «во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы». Однако затем она вместе с родителями переехала в Калужскую область, и ее служение в обществе прервалось.

Спустя некоторое время в то же общество вступил и я. В Марфо-Мариинской обители, куда мы ездили с экскурсией, я впервые узнал о матушке Елисавете. А еще спустя какое-то время Юля по приглашению сестер милосердия выбралась на несколько дней в Саратов, где в Крестовоздвиженском храме, при котором действует общество, и состоялось наше случайное знакомство.

В июле 2013 года Юля, я и другие члены нашего общества поехали в Иерусалим. Мы приложились к мощам великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, помолились в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В один из вечеров, проведенных на Елеонской горе, — а мы жили буквально в нескольких минутах ходьбы от Гефсимании — мне неожиданно вспомнилась та самая маленькая бумажная иконка, полученная в Храме Христа Спасителя много лет назад. Как оказалось, это была икона матушки Елисаветы и инокини Варвары. Иконка на удивление хорошо сохранилась, и более того, представляете, ведь она всегда была со мной, незримо помогая мне на жизненном пути и приведя в конечном итоге в Гефсиманскую обитель.

В нескольких сотнях метров от того места, где покоятся мощи преподобномученицы, я сделал Юлии предложение. С тех пор мы вместе. Молитвами наших святых покровителей наша счастливая история продолжается.

Газета «Православная вера» № 05 (553)

Теги:
Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Народ шествует в Царство, только сектанты омрачают

Вербовка под прикрытием. Общественный помощник омбудсмена заманивала людей в секту...

«Секты – вон!» – это православная миссия?

Когда вместо того, чтобы проповедовать внешним, стоит заняться своим собственным устроением

В долганском поселке Якутии впервые совершено таинство крещения

Архиепископ Якутский и Ленский Роман также совершил в селе первую в истории литургию