Пояс Богородицы: с чем осталась Россия

|

Подошло к концу пребывание в России Пояса Пресвятой Богородицы. Мало кто ожидал, что сугубо внутрицерковное событие обретет характер общенационального явления. Принесение афонской святыни пришлось на окончание и начало нескольких значимых циклов общественной жизни: выборы в Государственную Думу, грядущие выборы Президента, и, наконец, важную именно для Церкви дату – завершение третьего года пребывания на Предстоятельском престоле Патриарха Кирилла. Такие событийные сгущения всегда дают основания для поиска внутренних закономерностей в, казалось бы, разнородных явлениях.

Пояс Пресвятой Богородицы в Москве. Фото Юлии Маковейчук (42)

Конечно, для церковного сознания нахождение Пояса Пресвятой Богородицы в России – событие великого значения. Это можно было утверждать изначально, до путешествия святыни по стране. Но вот то, что происходило в течение путешествия, – удивительно и в известной степени неожиданно. Если описывать событие в обществоведческой терминологии, можно сказать, что был проведен незапланированный и совершенно объективный социологический опрос, который выявил уровень религиозности в стране. Стало быть, выявлен духовный запрос огромного количества людей, позволяющий ощутить ценностные ориентиры населения.

Определим параметры события. По стране провезли одну из величайших святынь православного мира. И это шествие было удивительно глубоко воспринято людьми. Во-первых, здесь есть символический момент: Пояс – предмет, но не простой. К нему прикасались руки Богоматери. Поэтому горячее поклонение святыне можно объяснить с точки зрения декларирования людьми своей причастности к христианской духовной и культурной традиции. Но в то же время для верующего сознания происходящее глубоко реалистично. Сама Пресвятая Богородица прошла по стране.

Конечно, скептические голоса в СМИ и блогах не преминули произнести сакраментальное: у нас же есть частица Ризы, древо Креста и много прочих святынь, вокруг которых не наблюдается ажиотажа. Но здесь сработал принцип реальности сакрального события, временной концентрации вечности в одной условной точке пространства. Земной человек нуждается в таком материальном ощущении присутствия вечности. И еще очень важен общий порыв, совместное духовное переживание, которого в нашем обществе давно не было, но в котором наше соборное сознание остро нуждается. И поездка святыни была воспринята адекватно религиозной реальности – Пресвятая Богородица идет по России. И к Ней на поклонение пошли миллионы.

 

Пошли в ноябре – за Уралом, в уже устоявшуюся зимнюю стужу, да и в Москве погода не баловала. Значит, шли, преодолевая очевидный дискомфорт своего телесного состояния. Стояли часами, без ропота, с молитвами в руках, то есть стояли осознанно. Много людей приезжало из близлежащих городов, чтобы, отстояв ночь, поклонившись Пресвятой Богородице, вновь уехать домой. А ведь мы хорошо знаем, что отказаться от комфорта современному человеку – уже подвиг.

Конечно, люди шли со своими нуждами, проблемами. Да это и понятно – к кому же еще, как не к Ней. Но как поучительно было послушать блиц-интервью, которые корреспонденты разных каналов брали у стоящих в бесконечной очереди паломников. Люди говорили о своей молитве за страну, за детей, и еще о благодарности, с которой они пришли в Пречистой Богоматери. А молодые женщины просили помощи в преодолении бесплодия.

Если кто-то еще не понял, поясним: это и есть религиозный снимок страны. Можно сказать еще более смело: это духовный портрет сокровенной России, взятый не из терроризирующего нас уродливой пошлостью зомбоящика, а из жизни (неужели сохранившейся?).

Еще одна знаменательная подробность. Дни перед прибытием Пояса в Москву сопровождались тяжелыми метеоусловиями, резкими перепадами давления. Многим было плохо – сосудистые кризы и так далее. Религиозные люди тогда говорили о лютости «врага рода человеческого», ополчившегося на единый духовный порыв миллионов (!), светские – о негативных атмосферных явлениях. Но в любом случае, путь каждого к Пресвятой Богородице был очень трудным. И в эти дни была особенно наглядна тяжесть креста, которую несут верующие люди. У каждого свой крест. Есть и очень тяжелые.

20 ноября, в воскресенье, в Храме Христа Спасителя чествовали Патриарха. Он выглядел как человек предельно усталый. Знал Стефан Яворский эту тяжесть служения, когда говорил: «О пастырское дело, всякого труда и попечительства, всякого страха и ужаса преисполненное». И от того, что рядом была великая святыня, сомкнулись смыслы, и определилась задача нынешнего патриаршества. Храмы уже построены, открыты, реставрируются – теперь их надо наполнить глубокой молитвой за страну, за мир. Теперь в эти храмы надо привести людей не культурно мотивированных, не традицию восстанавливающих, а жаждущих духовного обновления. Теперь людей надо учить молиться. А молящийся человек – это особое духовное состояние. Миллионы же молящихся – это социальное явление, которое просто не стоит игнорировать.

Есть выразительная английская поговорка «Грядущие события отбрасывают тень перед собою» (Coming events throw their shadow before them). Политикам и их помощникам-политологам осталось разглядеть очертания этой тени и в событиях сегодняшнего дня увидеть, как формируется день завтрашний.

А ноябрьские события действительно великого пребывания в России великой святыни показали готовность людей идти церковным путем за своим пастырем. Можно, не боясь ошибиться, сказать, что тот, кто, отстояв огромные очереди, прикоснулся к Поясу Пресвятой Богородицы, вышел из храма другим человеком. Не будем сейчас затрагивать мистическую сторону этого события, личного для каждого. Но даже психологи подтвердят, что эмоциональное напряжение человека внутренне преобразует.

И все уже произнесенные, и еще имеющие быть произнесенными слова про то, что кому-то в толпе отдавили ногу, а у кого-то украли кошелек, и что-то не так было организовано, становятся мизерабельным саморазоблачениям перед желанием огромного числа людей приобщиться к Свету.

Лариса ШОРИНА,
кандидат искусствоведения, преподаватель Международной академии бизнеса и управления

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: