Православное аниме: занятая кнопка

|

Читайте также:

Если православное аниме идет от чистого сердца, в нем нет ничего плохого

Православие кавайное

Поле битвы – аниме

Аниме на смену иконе?


Серия изображений  святых в стиле аниме, срисованных с православных икон, обошла все просторы православного Рунета, да и не только православного. Право на жизнь этих изображений защищают видные миссионеры, морщатся и говорят о кощунстве не менее видные миссиофобы. Одни говорят с восторгом о свободе творчества в Православии и надеждах на миссионерские успехи в среде молодежи, другие – пожимают плечами с отвращением, и среди этих последних  немало не только христиан, но и участников сетевых аниме-сообществ, адептов и знатоков рисованных вселенных…

Я не фанат аниме, хотя люблю многие мультфильмы, относимые к этой специфической области, от виденных в детстве «Дюймовочки», «Принцев-лебедей»,  «Кота в сапогах» и «Корабля-призрака» до великолепных полотен Хаяо Миядзаки и его последователей. Приходилось видеть и другие фильмы, снятые в этой манере, к которым отношение мое уже не так однозначно приязненно, поэтому что имеется в виду под словом «аниме» – примерно себе представляю.

a5f7054cb6fb1

По-моему, говорить о явлении «православного аниме» рановато, несколько опытов в этой области направления не делают. И те, кто с пеной у рта кричит о «кощунстве», тоже, по-моему, перегибают палку: кощунства в этих  (э-э… «картинами» назвать не могу, «иконами» – сами понимаете, тем паче) изображениях, представленных на православном  Селигере, нет, скорее – попытка перенести символы и знаки одной культуры на язык другой… Вот об этом я и хотел бы высказать пару своих личных помыслов (именно личных, или, как говорят в блогах Живого Журнала, ИМХО).

96258b03a37d1

Аниме – сложившаяся субкультура, вполне себе способная усвоить и переварить визуальные ряды многих иных культур (для постмодернизма это вообще характерно) – от Древнего Египта и Японии , артуровской Британии и Франции времен Короля-Солнце,  до России времен Великой Отечественной (знаменитый фильм «Первый отряд») и современных субкультур готов и эмо, любую мифологию, любых богов и героев… Однако, несмотря на видимую пестроту, всё это довольно жёстко укладывается в рамки аниме. Герой какой-нибудь манги может носить любое узнаваемое имя или иметь любые узнаваемые атрибуты любого другого героя истории или литературы – суть не меняется: он действует по законам манги, живет в ее сюжете, несет, простите за выражение, идеологию мира манги, – и это нормально, к этому привыкли фанаты аниме.

А вот Православие в эти рамки – нет, не укладывается (по крайней мере, для российских любителей аниме). Православие – это что-то НАСТОЯЩЕЕ, что-то БОЛЬШЕЕ, чем культурный видеоряд, чем набор артефактов. Икона в аниме не втискивается, не переваривается им. Можно сказать так: осознанно или нет, но отношение к иконе (если речь идет о ней как об одном из символов Православия) у фанатов аниме все же вполне определенное: как к святыне, пусть даже и «не своей» религии, но религии статусной… Именно этим, в первую очередь, и можно объяснить дружное неприятие вышеозначенных картинок в среде аниме-фанатов  Рунета.  Всерьез пытаться подстроить Православие под  язык аниме – выглядит, простите, так: взрослый дядя взял лопатку, залез в песочницу и стал общаться с детьми на сюсюкающем псевдоязыке: «Я ведь – свой!..», что выглядит и смешно, и противно (не кавайно, так скажем)…

6323cd536f0c1

Разумеется, свобода творчества в Православии была и есть. Разговор может идти только о мере ответственности за эту свободу и о способах ее применения. И в частности, об уместности тех или иных изобразительных средств в рассказе о христианстве.  Что же касается аниме, хочу добавить одно: нажимая на эту кнопку, надо учитывать, что она уже занята, уже подключена к вполне определенным смыслам и ассоциациям. Думается, что все же именно  хорошая каноническая икона способна больше рассказать о Православии подростку-фанату аниме, чем изображение няшной  «святой» с мультяшными очами-личинками в пол-лица.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Архимандрит Андрей (Конанос): Мы живем в эпоху смут, волнений и хаоса – наше время можно назвать…
Но когда-нибудь мы будем скучать по этому хаосу
Он воевал с сарацинами и переписывался с Боккаччо

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: