Православное аниме: занятая кнопка

|

Читайте также:

Если православное аниме идет от чистого сердца, в нем нет ничего плохого

Православие кавайное

Поле битвы – аниме

Аниме на смену иконе?


Серия изображений  святых в стиле аниме, срисованных с православных икон, обошла все просторы православного Рунета, да и не только православного. Право на жизнь этих изображений защищают видные миссионеры, морщатся и говорят о кощунстве не менее видные миссиофобы. Одни говорят с восторгом о свободе творчества в Православии и надеждах на миссионерские успехи в среде молодежи, другие – пожимают плечами с отвращением, и среди этих последних  немало не только христиан, но и участников сетевых аниме-сообществ, адептов и знатоков рисованных вселенных…

Я не фанат аниме, хотя люблю многие мультфильмы, относимые к этой специфической области, от виденных в детстве «Дюймовочки», «Принцев-лебедей»,  «Кота в сапогах» и «Корабля-призрака» до великолепных полотен Хаяо Миядзаки и его последователей. Приходилось видеть и другие фильмы, снятые в этой манере, к которым отношение мое уже не так однозначно приязненно, поэтому что имеется в виду под словом «аниме» – примерно себе представляю.

a5f7054cb6fb1

По-моему, говорить о явлении «православного аниме» рановато, несколько опытов в этой области направления не делают. И те, кто с пеной у рта кричит о «кощунстве», тоже, по-моему, перегибают палку: кощунства в этих  (э-э… «картинами» назвать не могу, «иконами» – сами понимаете, тем паче) изображениях, представленных на православном  Селигере, нет, скорее – попытка перенести символы и знаки одной культуры на язык другой… Вот об этом я и хотел бы высказать пару своих личных помыслов (именно личных, или, как говорят в блогах Живого Журнала, ИМХО).

96258b03a37d1

Аниме – сложившаяся субкультура, вполне себе способная усвоить и переварить визуальные ряды многих иных культур (для постмодернизма это вообще характерно) – от Древнего Египта и Японии , артуровской Британии и Франции времен Короля-Солнце,  до России времен Великой Отечественной (знаменитый фильм «Первый отряд») и современных субкультур готов и эмо, любую мифологию, любых богов и героев… Однако, несмотря на видимую пестроту, всё это довольно жёстко укладывается в рамки аниме. Герой какой-нибудь манги может носить любое узнаваемое имя или иметь любые узнаваемые атрибуты любого другого героя истории или литературы – суть не меняется: он действует по законам манги, живет в ее сюжете, несет, простите за выражение, идеологию мира манги, – и это нормально, к этому привыкли фанаты аниме.

А вот Православие в эти рамки – нет, не укладывается (по крайней мере, для российских любителей аниме). Православие – это что-то НАСТОЯЩЕЕ, что-то БОЛЬШЕЕ, чем культурный видеоряд, чем набор артефактов. Икона в аниме не втискивается, не переваривается им. Можно сказать так: осознанно или нет, но отношение к иконе (если речь идет о ней как об одном из символов Православия) у фанатов аниме все же вполне определенное: как к святыне, пусть даже и «не своей» религии, но религии статусной… Именно этим, в первую очередь, и можно объяснить дружное неприятие вышеозначенных картинок в среде аниме-фанатов  Рунета.  Всерьез пытаться подстроить Православие под  язык аниме – выглядит, простите, так: взрослый дядя взял лопатку, залез в песочницу и стал общаться с детьми на сюсюкающем псевдоязыке: «Я ведь – свой!..», что выглядит и смешно, и противно (не кавайно, так скажем)…

6323cd536f0c1

Разумеется, свобода творчества в Православии была и есть. Разговор может идти только о мере ответственности за эту свободу и о способах ее применения. И в частности, об уместности тех или иных изобразительных средств в рассказе о христианстве.  Что же касается аниме, хочу добавить одно: нажимая на эту кнопку, надо учитывать, что она уже занята, уже подключена к вполне определенным смыслам и ассоциациям. Думается, что все же именно  хорошая каноническая икона способна больше рассказать о Православии подростку-фанату аниме, чем изображение няшной  «святой» с мультяшными очами-личинками в пол-лица.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Иконы, похищенные 120 лет назад, найдены при ремонте школы на Кубани

Образа были спрятаны под крышей помещичьего дома, где сейчас располагается школа искусств

Житель кировского села передал храму найденные 36 лет назад иконы

Мужчина в 1981 году нашел 45 икон под обоями заброшенной сельской библиотеки

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: