Православное аниме: занятая кнопка

|

Читайте также:

Если православное аниме идет от чистого сердца, в нем нет ничего плохого

Православие кавайное

Поле битвы – аниме

Аниме на смену иконе?


Серия изображений  святых в стиле аниме, срисованных с православных икон, обошла все просторы православного Рунета, да и не только православного. Право на жизнь этих изображений защищают видные миссионеры, морщатся и говорят о кощунстве не менее видные миссиофобы. Одни говорят с восторгом о свободе творчества в Православии и надеждах на миссионерские успехи в среде молодежи, другие – пожимают плечами с отвращением, и среди этих последних  немало не только христиан, но и участников сетевых аниме-сообществ, адептов и знатоков рисованных вселенных…

Я не фанат аниме, хотя люблю многие мультфильмы, относимые к этой специфической области, от виденных в детстве «Дюймовочки», «Принцев-лебедей»,  «Кота в сапогах» и «Корабля-призрака» до великолепных полотен Хаяо Миядзаки и его последователей. Приходилось видеть и другие фильмы, снятые в этой манере, к которым отношение мое уже не так однозначно приязненно, поэтому что имеется в виду под словом «аниме» – примерно себе представляю.

a5f7054cb6fb1

По-моему, говорить о явлении «православного аниме» рановато, несколько опытов в этой области направления не делают. И те, кто с пеной у рта кричит о «кощунстве», тоже, по-моему, перегибают палку: кощунства в этих  (э-э… «картинами» назвать не могу, «иконами» – сами понимаете, тем паче) изображениях, представленных на православном  Селигере, нет, скорее – попытка перенести символы и знаки одной культуры на язык другой… Вот об этом я и хотел бы высказать пару своих личных помыслов (именно личных, или, как говорят в блогах Живого Журнала, ИМХО).

96258b03a37d1

Аниме – сложившаяся субкультура, вполне себе способная усвоить и переварить визуальные ряды многих иных культур (для постмодернизма это вообще характерно) – от Древнего Египта и Японии , артуровской Британии и Франции времен Короля-Солнце,  до России времен Великой Отечественной (знаменитый фильм «Первый отряд») и современных субкультур готов и эмо, любую мифологию, любых богов и героев… Однако, несмотря на видимую пестроту, всё это довольно жёстко укладывается в рамки аниме. Герой какой-нибудь манги может носить любое узнаваемое имя или иметь любые узнаваемые атрибуты любого другого героя истории или литературы – суть не меняется: он действует по законам манги, живет в ее сюжете, несет, простите за выражение, идеологию мира манги, – и это нормально, к этому привыкли фанаты аниме.

А вот Православие в эти рамки – нет, не укладывается (по крайней мере, для российских любителей аниме). Православие – это что-то НАСТОЯЩЕЕ, что-то БОЛЬШЕЕ, чем культурный видеоряд, чем набор артефактов. Икона в аниме не втискивается, не переваривается им. Можно сказать так: осознанно или нет, но отношение к иконе (если речь идет о ней как об одном из символов Православия) у фанатов аниме все же вполне определенное: как к святыне, пусть даже и «не своей» религии, но религии статусной… Именно этим, в первую очередь, и можно объяснить дружное неприятие вышеозначенных картинок в среде аниме-фанатов  Рунета.  Всерьез пытаться подстроить Православие под  язык аниме – выглядит, простите, так: взрослый дядя взял лопатку, залез в песочницу и стал общаться с детьми на сюсюкающем псевдоязыке: «Я ведь – свой!..», что выглядит и смешно, и противно (не кавайно, так скажем)…

6323cd536f0c1

Разумеется, свобода творчества в Православии была и есть. Разговор может идти только о мере ответственности за эту свободу и о способах ее применения. И в частности, об уместности тех или иных изобразительных средств в рассказе о христианстве.  Что же касается аниме, хочу добавить одно: нажимая на эту кнопку, надо учитывать, что она уже занята, уже подключена к вполне определенным смыслам и ассоциациям. Думается, что все же именно  хорошая каноническая икона способна больше рассказать о Православии подростку-фанату аниме, чем изображение няшной  «святой» с мультяшными очами-личинками в пол-лица.

Теги:
Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Научная работа искусствоведов восстанавливает реальную картину художественной ситуации

Со второй половины XVI века имя Андрея Рублева приобрело почти нарицательное значение

Как исследовали иконы “Звенигородского чина”

И страшно ли исследователям икон переписывать историю русского искусства

“Меня не убедили исследования Третьяковской галереи”

Священники-иконописцы разошлись во мнениях по поводу "Звенигородского чина"

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!