Проповедь шоу-бизнеса

|

В последнее время не один и не два священника рассказывали в частных беседах, что за годы своего пастырского служения пришли к необходимости отказывать в крещении младенцев, когда выясняется, что родители или хотя бы крестные не будут воспитывать детей христианами, не исповедуют Христа Спасителем и не хотят приложить минимальных усилий: прочитать Евангелие, прийти на беседу со священником; а некоторые еще и начинают возмущаться, мол, ты давай окрести по-быстрому, сделай все, как у людей, мы ж деньги-то платим, а то ребенок болеть будет, да и вообще положено.

Эти разговоры мне живо вспомнились во время шоу, устроенного Филиппом Киркоровым в храме Илии Пророка в Обыденском переулке – светского мероприятия под названием «крестины дочери Аллы-Виктории». Вспомнились мне и трогательные репортажи в начале 90-х о венчании Киркорова и Пугачевой на Святой земле.

Теперь Киркоров крестит дочь, рожденную от суррогатной матери в Америке, Пугачева приезжает в храм с новым, пятым по счету, мужем, который моложе ее на 28 лет, среди гостей – Басков, о скандальном разводе которого еще недавно писала вся желтая пресса, Юдашкин, Хазанов и другие герои светской хроники.

Потом, как положено по сценарию любого светского «закрытого» мероприятия, кто-то из гостей снимает видео, его покупает и распространяет LifeNews, неделю «крестины дочери Киркорова» держатся в топе «Яндекс-Блогов», на Первом канале событию посвящают передачу «Пусть говорят».

Храм во время крестин был закрыт на спецобслуживание (это в Вербное-то воскресенье!), о чем завуалированно сообщала табличка «по техническим причинам». Киркоров произносил речь с амвона. Стоя, мягко говоря, спиной к открытым Царским вратам. По левую от него руку стоял священник. Великим постом не было ничего сказано о покаянии. Сливки шоу-бизнеса были приняты в храме as is, со своим образом жизни, со своим мировоззрением, манерой себя вести. Разве что платочки надели. Их приняли в Церкви без всяких условий. Никто не намекнул об отношении Церкви к суррогатному материнству вообще и к рождению ребенка одним отцом «для себя» в частности. Киркоров уже после таинства (которое упорно называл «церемонией») сообщил, что собирается «родить» таким же способом девочке братика (боюсь даже предположить, каким образом выбирают пол ребенка в такой ситуации).

Никто не заметил, что пожилой женщине не пристало пятый раз выходить замуж, да еще за человека, годящегося в сыновья. Никто не призвал собравшихся, раз уж они зашли в храм, услышать Евангелие и измениться. Нет. У них был праздник. С перспективой эфира на федеральном канале. Эфир транслирует как бы одобряемые Церковью ценности шоу-бизнеса всему народу.

А потом эти телезрители приходят в храм крестить ребенка, чтобы, как Киркоров, «разогнать злые силы», и встречают батюшку, который предлагает им какие-то там беседы, исповедь, да еще книжки читать. И начинают телезрители возмущаться и доносы в епархию писать: слыханное ли дело – поп крестить отказывается? Телезрители видят на амвоне сначала девиц в непотребных позах (а их показали по всем каналам раз двадцать), потом – Филю в камзоле. И кто потом будет удивляться массовым пляскам на солее? Думаю, даже последуют вопросы: «А сколько стоит, чтобы нас пустили вот так, как Киркоров, тост сказать?».

В комментариях некоторые священники ссылались на то, что в Церкви существует практика приглашать мирян на амвон, если их награждают или поздравляют. Да, награждают церковными наградами поработавшего в Церкви человека. Поздравляют с особо важными событиями членов общины. И они встают немного сбоку от Царских врат. Помню, сколько было шума и обвинений в ереси, когда отец Георгий Кочетков пригласил Сергея Сергеевича Аверинцева – мирянина (кстати, прихожанина Обыденского храма) – иногда читать проповеди с амвона, хотя Сергей Сергеевич был одет в стихарь, имел благословение и говорил людям о Христе.

И, наконец, о чувствах. Точнее – об их оскорблении. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке («Обыденка», как зовут его старые москвичи) занимает особое место в церковной и культурной истории Москвы. На протяжении всех лет советской власти здесь не только продолжались богослужения, но и бережно хранились церковные традиции, теплилась общинная жизнь, сюда приходили за утешением, часто рискуя как минимум карьерой, а то и свободой. Здесь служили пастыри, которые воспитали многих других пастырей и мирян, здесь окормлялись немногие московские семьи, сохранившие веру, несмотря на гонения.

Представить себе отца Владимира Смирнова (служил в Обыденке с 1954-го по 1978-ой год), отца Александра Егорова (служил в Обыденке с 1951-го по 2000-ый год), протоиерея Глеба Каледу (был с семьей прихожанином Обыденки все годы своего тайного священства и служил первое время после выхода на открытое служение), закрывающих храм ради вип-крестин и приглашающих одинокого суррогатного отца в золоченом камзоле на амвон? Немыслимо. Приняли бы они Киркорова-прихожанина? Наверняка. Храм всегда был открыт для любого кающегося…

Ролик, опубликованный Life News, – горькое зрелище, которое красноречиво свидетельствует о полном забвении традиций Обыденки, а с ними – всего опыта церковной жизни при советской власти, тех самых «белых платочков», которые спасли Церковь.

Можно сколько угодно говорить с экранов телевизора и вещать через Интернет о «христианских ценностях», «возрождении нравственности», «духовности». Но одна передача о таких «звездных крестинах» перечеркивает все эти гомилетические усилия. И именно такие картинки провоцируют появление антицерковных карикатур и кощунственных публикаций. Люди не идиоты: видят, когда дела расходятся со словами.

Что до девочки Аллы-Виктории, то в каких бы условиях ни совершалось таинство, действенность его под сомнение не ставится. Ангелу-хранителю, полученному ею в это Вербное воскресенье, предстоит трудный путь.

Читайте также:

Три несостоявшихся беседы перед несостоявшимся крещением

Как крестить ребенка

 

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Протоиерей Алексий Уминский: “Я не крещу всех подряд”

И мы превратили великую молитву “Отче наш” в молитву перед едой

Первое действие Спасителя

Что означает для нас крещенская вода

Крещение, Достоевский и девочка с фенечками

Надо креститься и все! Федор Михайлович велел

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: