Просить ли прощения в смс и соцсетях?

|
В Прощёное воскресенье соцсети и блоги забиты бесконечными "Простите меня, грешного - Бог простит, и вы меня простите", на мобильник массово приходят смс подобного содержания, порой с неизвестных номеров и без подписи... Насколько уместна и оправдана практика подобных рассылок? Отвечают священники.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник»:

Избегать формализма

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

— Важно понимать, что современные информационные технологии расширяют круг нашего общения, а времени и душевных сил нам не прибавляют. Неизбежно со значительной частью наших дальних, а тем более виртуальных знакомых отношения носят достаточно формальный характер, в том числе и тогда, когда мы поздравляем их с праздником или просим прощения в Прощеное воскресенье. И такой знак внимания — смс или два слова по электронной почте — кого-то может порадовать, утешить. Но все же, мне кажется, и здесь должен быть хотя бы элемент личного отношения.

Все зависит от степени близости и от конкретной ситуации. Если мы действительно чувствуем вину перед конкретным человеком, не ограничимся простой смс-кой, либо встретимся с ним и объяснимся, либо хотя бы позвоним, но в любом случае попросим прощения неформально. По крайней мере, должны попросить.

Ну, а такие старинные традиции, как тещины субботы, золовкины четверги и так далее, когда мы не звоним, а посещаем другого человека, предполагают совсем другой уровень общения. Когда ты не просто звонишь и даже не просто в храме встречаешься, а приходишь в гости, садишься за стол, в процессе еды и пития можно серьезно и глубоко поговорить по душам. Понятно, что такое общение с большим количеством людей невозможно. Поэтому важно правильно расставить приоритеты и по возможности избегать голого формализма. По крайней мере, не демонстрировать получателям групповой характер рассылки — это, думаю, никому не понравится.

Никакой крамолы не вижу в том, что кто-то просит прощения в социальных сетях.

Священник во время чина прощения выходит на амвон и просит прощения у всех. Наверняка среди прихожан есть те, у кого ему следовало бы попросить прощения лично, а есть и те, с кем он даже не знаком — если приход большой и в храме несколько священников, это вполне вероятно. Если священник осознает свою вину перед конкретным прихожанином, он попросит у него прощения, когда все по очереди будут подходить к кресту. Но и в его обращении ко всем с амвона есть глубокий смысл.

У меня, например, в социальных сетях несколько тысяч подписчиков, которые индивидуально поздравляют меня с Пасхой или с днем ангела. Я физически не могу ответить каждому хотя бы «спасибо», поэтому пишу на своей стене: «Благодарю всех, кто меня поздравил». Надеюсь, что люди относятся к этому с пониманием. Так же можно поздравить всех с общим праздником, попросить прощения, и если это от души, неформально, люди поймут и не обидятся.

Протоиерей Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя:

Есть возможность встретиться, лучше ее не упускать

Протоиерей Александр Агейкин. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Александр Агейкин. Фото Юлии Маковейчук

— Смысл Прощеного воскресенья в изменении сознания, прощении всех обид, примирении со всеми. К этому христианин должен стремиться всегда, и тем более важно обрести такой душевный мир перед Великим постом.

Если использовать современные коммуникационные средства для обозначения факта, что ты решил измениться, это нормально. А если внутри себя ничего не менять, а просто рассылать всем смс-ки и писать «Простите меня» в социальных сетях, чтобы как можно больше людей узнали о твоем «благочестии», верности традициям православного народа, думаю, пользы для души не будет.

Часто нам трудно бывает посмотреть в глаза тому, перед кем виноваты — гордость мешает. Смс-ку отправить легче, но не уверен, что в данном случае это полезно. Если есть взаимные обиды, важнее встретиться, посмотреть друг другу в глаза, протянуть руки. Понятно, что не всегда есть такая возможность — многие живут далеко, в других городах. Но если есть возможность встретиться, лучше ее не упускать. В пользовании современными средствами связи нужна разумная мера.

Священник Феодор Людоговский, преподаватель и клирик Московской Духовной академии и семинарии, кандидат филологических наук, научный сотрудник Института славяноведения РАН, :

Все зависит от искренности того, кто делает рассылку

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

— Мне кажется, нельзя категорично говорить, что просить прощения по интернету или смс-кой – плохо или хорошо. Все зависит от искренности того, кто делает такую рассылку. Я, наверное, этого делать не буду, сам почти никогда не отвечаю на письма типа «Дорогие братья и сестры, поздравляю (или простите меня)» — иногда даже приятно прочитать, но понимаю, что это не совсем мне. А если кто-то считает нужным рассылать такие письма, его право, и я не вижу в этом ничего предосудительного. Но если мы действительно перед кем-то виноваты, надо попросить прощения именно у этого человека и совсем не обязательно делать это публично.

Специфика социальных сетей такова, что любое написанное там сообщение не имеет определенной аудитории. Кто-то его не заметит, кто-то прочтет и пожмет плечами, а кто то, возможно, отреагирует — выразит одобрение или, наоборот, недоумение, несогласие. В том числе и если мы напишем на своей странице «Простите меня». А имеет ли смысл писать, каждый решает сам. Я для себя в этом смысла не вижу и, пожалуй, ничего подобного писать не буду.

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецка, возглавляет молодежный отдел Липецкой и Елецкой епархии, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ:

Реальная духовная жизнь важнее, чем смсочная

Фото Геннадия Комарова

Фото Геннадия Комарова

— Ах, если бы вместо таинства исповеди и всех покаянных молитв можно было бы и Бога включить в рассылку стандартных смсок! Несколько нажатых клавиш — и все бы простили, и Бог бы простил, и “было бы нам щастье”. Однако что-то в глубине души может подсказать нам, что реальная духовная жизнь важнее, чем смсочная.

Могут быть, конечно, исключительные случаи. Когда, например, человек, имеющий на нас обиду, видеться с нами не хочет и трубку не берет. А смс вдруг да прочитает — хоть какой-то шанс, что шаг к примирению получится. Но, в любом случае, если мы обидели или огорчили кого-нибудь, то, наверное, не стандартной рассылкой обидных слов. Соответственно, если боль мы причинили кому-то индивидуально, то и сотворить плоды покаяния перед этим человеком следует индивидуально. А если не вспоминаем чего-то такого, за что стоит у конкретного человека просить прощения, то не будет ли просьба простить неизвестно за что профанацией даже тогда, когда она сделана без посредства смсок?

Подробнее эта мысль выражена в нашей беседе с Марией Сеньчуковой, а об использовании технических средств в сфере духовной жизни я писал в ЖЖ.

Священник Владимир Русин, настоятель Покровского храма в селе Кунье Курской области:

Прощеное воскресенье задает нам настрой на весь год

— Не только современные технологии, но и ритм жизни приводит к тому, что мы многое делаем на автомате. На автомате берем благословение, на автомате помогаем ближнему и даже грешим на автомате. И вот когда готовимся к покаянию, к исповеди, важно сбить себя с автоматического настроя, увидеть свои конкретные грехи, а когда просим прощения — увидеть перед собой конкретного человека.

Помню, как еще до рукоположения я в Прощеное воскресенье приехал в город Курчатов, куда незадолго до этого перевели моего духовника. Идет чин прощения, а вокруг совсем незнакомые люди. С одной стороны, просто просить прощения у тех, перед кем ни в чем не виноват, поскольку видишь их впервые. С другой стороны, очень трудно в такой ситуации настроить себя на покаяние, сердечное сокрушение.

Ничего страшного, если мы в Прощеное воскресенье не успеем всех обзвонить или обойти. Даже если чувствуем вину перед кемто, наверное, ближе к ночи не стоит человека беспокоить, можно позвонить и попросить прощения утром. Прощеное воскресенье задает нам определенный настрой, который в идеале должен сохраняться весь год. Как у Бога мы каждый день просим прощения — вечернее молитвенное правило заканчивается повседневным исповеданием грехов, — так и в любой день уместно попросить прощения у человека, перед которым виноват, которого вольно или невольно обидел.

И в виртуальном общении можно избежать формализма. Когда кто-то делает рассылку смс или электронных писем со стандартным «Простите меня», он же знает, кому конкретно посылает письма. Даже если адресатов несколько десятков, можно хотя бы несколько секунд подумать что-то хорошее о каждом из них.

Про социальные сети мне трудно что-то сказать. Матушка у меня ими пользуется, даже блог ведет, а меня на социальные сети не хватает.

Читайте также:

Священник Димитрий Агеев: Френд, фоловер или друг? (+Видео)

Интернет как путь в Царствие Небесное

Like — это для трусливых

 

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Великий пост без фейсбука, или 10 правил информационного детокса

«Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…»

5 шагов к прощению – если не можешь себя заставить простить

Должен простить. Хочу простить. Стараюсь простить. И чувствую, что не могу

Сетевая травля и принцип милости

Отличить травлю от желания уточнить взгляды другого человека совсем не сложно