Прот. Всеволод Чаплин о Надежде Толоконниковой: Мир с Богом и людьми даст только переоценка совершенного

23 сентября осужденная участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, отбывающая наказание в Мордовии, заявила о том, что начинает голодовку и отказывается от работы в швейном цехе колонии. В прессе появилось письмо Толоконниковой, в котором она описывает массовые нарушения прав осужденных женщин на производстве, в частности – недопустимые условия работы, превышение рабочего дня, антисанитария, травля и издевательства, пытки, приводящие к инвалидности.

Комментирует Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин:

То, о чем заявляет Надежда Толоконникова, нуждается в доказательствах. Я примерно знаю условия в такого рода колониях и не очень верю, что применялись пытки. Судя по всему, положение Толоконниковой мало отличается от положения других заключенных в аналогичной ситуации.

Человек, совершивший преступление, должен понимать, что лишение свободы не сопровождается курортными условиями. Как заключенные, так и работники исправительных учреждений — люди не самого лучшего воспитания, но тот, кто справедливо оказался среди таких людей, наверное, должен был знать, что именно среди них рано или поздно он и окажется.

Очень жаль, что вместо переоценки совершенного, к чему вроде бы уже давно должна была подтолкнуть человека жизнь и те наказания, которые не без Божией воли происходят, мы видим лишь упорство в неправильной позиции, отождествление этой позиции с миссией Христа, по поводу чего мне уже приходилось писать этой даме.

В любых обстоятельствах жизни переоценка того, что было совершено, открывает путь и к внутренней душевной гармонии, и к тому, чтобы в каких бы то ни было условиях чувствовать себя человеком, верить в достойное будущее, которое состояло бы не из бесконечной борьбы за неправое дело, а из жизни в мире с Богом и людьми.

Да, система исполнения наказаний нуждается в большем контроле и в очеловечивании. В ней не должно быть ни пыток, ни намеренного нанесения ущерба здоровью. Но она неизбежно связана с физическими неудобствами. Ни в какой тюрьме — российской, американской, саудовской или китайской — человек не чувствует себя комфортно. Более того, когда Бог человека наказывает, он оказывается в очень незавидном положении, теряя здоровье, а иногда и жизнь. А Господь иногда наказывает целые народы, что мы знаем из Писания и Предания Церкви. Суждение по этому поводу в Писании и в Предании однозначно, даже если оно расходится с позицией некоторых модных «кисейных» богословов второй половины ХХ века, которые говорили, что Бог якобы никого не наказывает, представляли Его кем-то вроде Ганди или Сахарова, и в этом расходились с теми самыми Писанием и Преданием. Современному человеку, наконец, нужно понять: когда бесконечно жалко себя и так хочется представить Бога милым покемончиком, который одобрит все то, что ты сделаешь, стоит лишний раз открыть Писание или святоотеческие творения и соприкоснуться с Богом Живым, Который, как мы хорошо знаем, есть «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых».

Записал Артем Левченко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Вы можете стать попечителем сайта Правмир (подробности тут)
Пожертвования осуществляются через универсальный платёжный сервис
Похожие статьи
Протоиерей Всеволод Чаплин: Христианский идеал прямо противоположен обывательскому

Испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной, лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто…

Протоиерей Всеволод Чаплин: Соловецкий монастырь – это памятник вере и духу нашего народа

Соловецкий архипелаг – его монастыри и скиты, его музеи - это, наверное, одно из двадцати, может…