Протоиерей Игорь Прекуп: Совесть и воля – ценности от Бога, а не продукт государства

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, на которую опирается Стратегия, комментирует протоиерей Игорь Прекуп
Протоиерей Игорь Прекуп

Протоиерей Игорь Прекуп

В стране с огромным научно-культурным потенциалом, с богатейшими, невероятно, но так и не истребленными, гуманитарными ресурсами, разрабатывается документ, касающийся, без преувеличения сказать, национальной безопасности, документ, предназначенный остановить в стране гуманитарную катастрофу, но к этой разработке явно не привлекаются все эти «потенциалы» с «ресурсами»… Одно только повторяющееся перечисление по убыванию значимости «физическая культура и спорт, культура» достаточно говорящее.

Вспоминается замечательный советский фильм «Дневник директора школы». Главный герой в разговоре с женой объясняет свой отказ взять на работу молоденькую учительницу начальных классов, казалось бы, ерундой: «Она говорит „транвай“». Это у него своего рода «проверочное слово». Кстати, вот уж, действительно, один из самых удачных фильмов на тему проблематики культуры, интеллигентности, принципиальности, человеческого достоинства и чувства долга. И вот эта мысль об отношении к языку, о речи как критерии внутренней культуры, душевного богатства и, можно сказать, профессиональной благонадежности педагога – эта мысль очень верна и глубока.

А в этом документе «транвай» проходит через весь текст.

Документ касается весьма специфичной области – формирования ценностных ориентаций в обществе. Тема философская, точнее – аксиологическая (ἀξία <аксия> – ценность, достоинство; аксиология – учение о ценностях). «Стратегия» могла бы получиться очень интересной, если бы к ее составлению пригласили цвет российской науки, философии и культуры.

Остановимся на нескольких моментах этого документа, анонсированного в СМИ как утвержденный правительством «список традиционных духовных ценностей».

Цитирую: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

Во-первых, совесть и воля – это ценности, которые складываются не в процессе развития государства, а вложены в человеческую природу Богом. В тех или иных условиях они могут развиваться, а их проявления могут приобретать оттенки характерные именно для данной культуры.

Впрочем, удивляет другое. Вроде говорится о ценностях, «сложившихся в процессе культурного развития России», а такое чувство почему-то возникает, что понимается не весь многовековой процесс, но его небольшой отрезок, уходящий в прошлое не более, чем лет на двести, когда православная вера уже вовсю шла на спад даже в народе, и духовно-нравственные ценности подменялись секулярно-нравственными, как, мало-помалу подменялось и само понятие духовности.

Ладно, пусть о Боге, тем более, конкретно о Православии, составитель опасался сказать прямо, чтобы не вызвать ревность приверженцев иноверия и всяких «нехороших „-измов“», но о таких ценностях, как религиозность (общая традиционная ценность, вне зависимости от принадлежности), любовь (высшая христианская добродетель, как-никак, а отсюда уже и человеколюбие), смирение (основополагающая добродетель, без которой все прочие – мягко говоря, неустойчивы), которые веками целенаправленно культивировались в России, уж можно бы было упомянуть, коль начал выстраивать какое-то подобие понятийного ряда?

А традиционная модель православной семьи, которая отнюдь не сводится к «домостроевскому» идеалу – это что не духовно-нравственная ценность, которая как раз-то и формировалась исторически? Так что ж она не упомянута?

Когда-то мы не задумывались об этом, а ведь представление о семье как нерасторжимом (кроме «вины прелюбодеяния» (Мф. 5; 32)) моногамном и гетеросексуальном союзе, построенном на любви и взаимоуважении, тоже ведь является духовно-нравственной ценностью, которую впору заносить в «красную книгу». Имплицитно эта ценность присутствует в тексте, но основное же нужно перечислить.

И, кстати, насчет моногамии, брачного возраста и некоторых других особенностей именно русской культуры: где пределы толерантности к иным традициям, хотя бы и в пределах компактного проживания этно-культурных сообществ или национальных автономных республик и округов? Насколько мы готовы согласиться с тем, что где-то в России будет, в качестве уважения местных национально-религиозных традиций, разрешена полигамия, а брачный возраст снижен, скажем до 9 лет?!.. А если Стратегия предполагает приоритет какой-то традиции, то почему бы это не провозгласить открыто и конкретно? Или все же не предполагает, и в ресторане «Клод Моне», в знак уважения к любым национальным кухням, с завтрашнего дня, для разнообразия, начнут подавать конину и собачатину?

Опять же, «вера в добро»… Нет такой традиционной для русской этической культуры ценности. Русский народ верил в Бога и ценил доброту – внутреннюю и внешнюю красоту творения Божиего, в созидании которой человек призывается быть «соработником у Бога» (Кор. 3; 9). Ничего не имею против добра и доброты, но нет такой традиции в России – доброты без Бога; нельзя считать традицией, «сложившейся в процессе культурного развития России», то, что сформировалось, когда России как независимого государства не существовало, когда ее сущность вытравливалась на уровне государственной политики, подменялось мировоззрение, когда идеал Святой Руси был сдан в архив, где его потихоньку обгрызали мыши.

А в другом месте, автор как будто забывает сделать «ку!» идолам толерантности и политкорректности, когда пишет: «Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения». Терзают меня смутные сомнения, что далеко не всякий представитель нетитульной национальности в России скажет, что русский язык является «главным фактором его национального самоопределения».

И что теперь?.. Документ принят. Одна надежда, что основной посыл о поддержке традиционных ценностей будет услышан, и станет потихоньку воплощаться в жизнь, как всегда, в первую очередь, усилиями энтузиастов, на этот раз, однако, вооруженных ссылкой на Стратегию.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Протоиерей Дмитрий Смирнов о списке российских духовных ценностей

Когда же мы, не боясь, скажем, что источником нашей русской нравственности является Евангелие?

В России утвержден список духовно-нравственных ценностей

Что священники думают о списке утвержденных ценностей?

Должен ли школьник стирать с доски?

Для чего нужна школа: чтобы ребенок получил образование, или научился убираться?