Не веришь – заставим! О домашнем насилии и религиозном воспитании

|
В средствах массовой информации появились некоторые подробности о семье стрелявшего в учителя мальчика из школы № 263 в Отрадном. Мальчик рассказал одноклассникам, что его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы, а также обвинил верующих в лицемерии. С вопросом, что такое религиозное воспитание, и может ли религия использоваться как инструмент домашнего насилия, Правмир обратился к священникам-психологам: протоиерею Петру Коломейцеву, протоиерею Андрею Лоргусу и протоиерею Алексию Уминскому.
Не веришь – заставим! О домашнем насилии и религиозном воспитании

Христианское воспитание предполагает уважение к ребенку

Протоиерей Петр Коломейцев, священник, декан факультета психологии РПГУ им. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, коррекционный психолог:

Протоиерей Петр КоломейцевНужно сначала узнать, что и как было, а потом уже делать выводы. Пока все не объяснено, делать вывод трудно. Неправильное воспитание — оно и есть неправильное воспитание, религиозное оно или атеистическое. В данном случае совершенно неважно, что человека заставляют делать — учить уроки или молитвы читать. Важно, что воспитание было таким подавляющим, директивным, что к ребенку не проявлялось уважение.

По-настоящему христианское воспитание — это воспитание, которое несет за собой уважение к личности человека.

Взгляд на ребенка как на человека начинается именно с христианства. Господь Иисус Христос первый заставляет учеников признать в нем человека. В Ветхом Завете мы видим, что ребенок — это недочеловек, имущество, принадлежащее взрослым; его воспринимали как вещь, как раба, как скот. Даже ущерб ребенку не возмещался, а считался ущербом, нанесенным родителям. Именно с Христа началась другая линия отношения к ребенку — как к человеку, как к самостоятельной личности, которую нужно уважать.

Господь говорил: «Будьте как дети, и войдете в Царство Небесное». Современная педагогика, современная европейская воспитательная практика — это исключительно плод христианского отношения к ребенку. Новый взгляд на ребенка, как на самостоятельную личность — это то, что принесла религия.

А уж как родители воспитывали мальчика — это надо смотреть. Мне кажется, что совершенно неправильно говорить о том, что их воспитание было религиозным. Мы скорее можем назвать его антирелигиозным, антихристианским, если оно предполагало насилие, директивность, жестокость.

У нас в обществе отсутствует понимание того, каким должно быть христианское воспитание и христианство вообще. Людей воспитывали в палочной советской системе — вот они и остались в той же палочной системе, тюремной, гулаговской… В какой парадигме они сами воспитывались, в такой и ребенка растят. Христианство здесь ни при чем.

Подростковый возраст — это всегда опасно

Протоиерей Андрей Лоргус, православный священник, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии:

Протоиерей Андрей ЛоргусМы не знаем, как ребенка воспитывали на самом деле. Мы не знаем, что мальчик говорил, у нас нет документальных записей. Одни перепуганные ребята его так услышали, другие — иначе. Слова передаются через третьи-четвертые руки. Мы не располагаем комментариями родителей или близких. То, что корреспонденты преподнесли эту информацию именно так, как преподнесли, показывает, что они не просто критически настроены по отношению к христианству, а хотят сделать из религиозного воспитания какое-то посмешище.

Как психолог я должен сказать две вещи. Первое: подростковый возраст — это огромная проблема для семьи и для самого подростка. Это очень тяжело. И недаром психологи говорят, что подростку нужно вырасти, а родителям нужно выжить. Пока подросток находится в переходном возрасте, вся семья в опасности. То, что подросток способен на экстраординарные и неадекватные действия, знают все родители, прошедшие школу подросткового возраста.

Ежегодно, ежемесячно происходят громкие преступления с участием подростков. Уголовные преступления с убийствами, где виновниками были подростки, совершались много раз. Так что в этом смысле тут нет ничего нового. Если посмотреть статистику МВД, то число тяжких преступлений с участием подростков в России растет. Новизна для нас только в том, что подросток расстрелял учителя и полицейского. Но преступления против учителей подростки совершали и раньше. Известно, что год или два назад подростки избили учительницу в сибирском городе.

Второе, что нужно здесь сказать, – то, что вся ситуация не имеет специфики, которая указывала бы на какой-то особый процесс, происходящий в обществе, в церкви, в школе, в Москве, в России. Это могло произойти где угодно. Вот поэтому здесь нельзя искать виноватых. Виноват преступник, несет ответственность за это его семья и, прежде всего, его отец. И всё, и точка. Подобное происходило везде и всегда и, к сожалению, видимо, будет происходить.

Преступления совершают и верующие, и неверующие. Особенно это видно тем священникам, которые окормляют тюрьмы и лагеря. Преступники, в том числе малолетние, бывают верующими людьми.

Исказить можно всё — в том числе и религию

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:

Протоиерей Алексий УминскийРелигию, как и любую другую систему, можно использовать во зло. Существуют религиозные секты, в которых религиозные компоненты используются для манипуляции, подавления.

Всем известны ценности, которыми должны руководствоваться родители при религиозном воспитании — они ровно такие же, как и при любом другом воспитании. Это любовь, свобода, взаимопонимание. Правильное воспитание предполагает глубокое знание своего ребенка, понимание его души, состояния его психического здоровья, его интересов, радостей, огорчений, устремлений, талантов — важна поддержка ребенка. Это обычные вещи, которые знакомы каждому любящему родителю. Здесь нет чисто религиозных элементов, которые отсутствовали бы в семейном воспитании вообще.

Воспитание в целом предполагает одни и те же методы и одну и ту же атмосферу. Если создана правильная атмосфера, то в ней начинают правильным образом действовать и воспитательные методы. Если она ложная — не любви, а подавления – то даже самые прекрасные идеи рискуют подвергнуться искажению и принести нелепые и ужасные плоды.

Беседовала Мария Василенко

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
“Быть взрослым, Софи, так сложно, что не все справляются”

Что сказать ребенку, который жалуется на своих родителей

Хеллоуин как подростковый протест: 4 совета родителям

Почему наших детей тянет играть в страшилки и смерть

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: