Любить и не терять контакт

Что поможет подросткам из церковных семей остаться в Церкви? Размышляет протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.
Протоиерей Константин Островский. Фото bg.ru

Протоиерей Константин Островский. Фото bg.ru

Когда мы говорим о том, что человек приходит в Церковь, уходит из нее, мне кажется, очень важно разделять – человек приходит в наш церковный быт и человек приходит ко Христу. Это связанные между собой, но разные вещи.

Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион однажды сказал: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу, – ортодоксальная». Так же русский человек не ходит в православную церковь, галичанин не ходит в униатскую, татарин не ходит в мечеть. То есть разница между церковью и мечетью, конечно, великая, но вот суть прихода туда и туда часто одна и та же.

Приобщиться к религиозности или ко Христу

То есть человек приходит к вере отцов, идет в место, куда его мама и папа ходили и, может быть, его маленького водили. Он приобщается к некоей религиозности. Везде есть свои обряды – отмечаются важные события жизни: рождение ребенка, бракосочетание, смерть… У каждого человека есть какая-то религиозная потребность. Она может удовлетворяться в разных местах и разными способами.

В этом смысле Церковь как Тело Христово отнюдь не сводится к религиозности, Церковь бесконечно больше ее. Христос пострадал, умер и воскрес не для того, чтобы мы только приобщались к церковным обычаям и успокаивали свои души благочестивыми обрядами, а для того, чтобы мы в единении с Ним обретали вечное спасение.

Это – всем известные прописные истины. Но если мы только на словах просим Святого Духа: «Царю Небесный, приди и вселися в ны», а на деле не стремимся обрести Его, то Христос нам кажется далеким и абстрактным, зато просфорка и свечка всегда под рукой.

Дети из церковных семей, в отличие от остальных, в большинстве своем в той или иной мере рано приобщаются к церковным обычаям и даже нравственности. В переходном возрасте многие отвергают нравственность, потому что грех манит сильнее, чем навязанное мамой и воскресной школой «не прелюбодействуй» и «не упивайтесь вином»; отвергают зачастую и обычаи, потому что они уже ничему не соответствуют в сердце.

Благодатное пробуждение

Но многие из этих «детей из церковных семей» позже, перебесившись, возвращаются и к обычаям, и даже к нравственности, потому что так всё же легче на душе. Это что касается религиозности.

А что касается спасительной веры во Христа, то тут необходимо особое Божье призвание и отклик на него. Бог, конечно, всех людей призывает к Себе, но беда в том, что мы не просто живем по своим страстям, а пребываем в греховном сне, от которого пробудить человека может только особое действие Божьей благодати.

Об этом подробно пишет святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению»: «Пробуждение грешника есть такое действие благодати Божией в сердце его, вследствие которого он, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя и заботиться о том, как бы избавиться от своей беды и спастись.

Прежде он был в отношении к спасению слеп, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому».

Не складывать руки

Такое благодатное пробуждение может произойти и в юности, и в старости, и с человеком, церковным с детства, и с вовсе не знавшим о Боге, и даже с врагом Христовым (вспомним апостола Павла). Тут происхождение и, вообще, внешние обстоятельства не имеют значения, имеет значение свободный отклик человека на призвание Божие. Как сказано в Евангелии: «Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24).

Однако всё это: и греховный сон, и благодатный Божий призыв, и отклик, и потом падения и восстания – происходит в сердцах людей. Снаружи оно не очень видно, а глубина сердечная – совсем непостижима, потому и заповедует Господь: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6:37).

Что же могут здесь верующие родители? Получается, всё внешнее суетно, а призывает на духовный путь Сам Господь, когда и кого Сам же изберет. Значит, ничего не поделаешь, остается смиренно сложить руки? Но это вовсе не так! Смирение состоит не в своевольном бездействии, а в том, чтобы принимать волю Божию и творить волю Божию.

Ясно, что есть благая Божья воля на то, чтобы родители любили своих детей и давали им чувствовать свою любовь, чтобы заботились об их телесном и душевном здоровье. Чтобы приобщали детей к церковным таинствам и к добрым церковным обычаям, учили их молитве и заповедям Божиим, старались всеми силами оградить от греха. И при этом нужно знать, что труды – наши, а плоды наших трудов – от Бога.

Фото: Андрей Якимчук/pravostok.ru

Фото: Андрей Якимчук/pravostok.ru

Молиться о своих детях – естественное даже не дело, а состояние души отца и матери, если они – христиане. Речь идет далеко не только о молитвословиях. Как писал праведный Иоанн Кронштадтский, Бог откликается на всякое желание нашего сердца, выраженное в словах или не выраженное. Важно желание родителей самим быть в Царствии Небесном, и чтобы дети были с ними в Царствии Небесном. Бог слышит это желание и с любовью откликается.

Небходимые знаки любви

Какие можно дать конкретные советы по церковному воспитанию детей? Каждый человек проживает свою уникальную жизнь, поэтому советовать трудно. Личный опыт у меня, как и у всех, ограниченный и не во всём положительный (как бы не научить других своим ошибкам). Какие-то общие мысли можно высказать.

Если хотим церковно воспитывать детей, нужно самим быть церковными людьми и не только обычаи соблюдать, но действительно идти путем Христовым. О молитве за детей уже было сказано.

Принципиально важно не лгать своей жизнью. Дети – они же всё видят. Если видят, что папа и мама в церкви благообразно крестятся, к иконам прикладываются, а дома пьют и ругаются, всех осуждают – в общем, недостойно ведут себя, то у них не будет доверия и уважения ни к родителям, ни к их назиданиям, а заодно подорвется и доверие к Церкви.

Нужно заниматься с детьми, всячески стараться, чтобы у родителей и детей были общие дела (в крайнем случае – игры, но лучше – дела). Это и само по себе ценно, и духовные истины несравненно успешнее передаются в естественном общении, чем в нарочитом: «Сын, давай поговорим с тобой о заповедях Божиих».

Вообще, от моральных назиданий мало проку. Вспомните себя в детстве, как мы реагировали на эти назидания. Даже в самом лучшем случае, когда слышали их от любимой мамы или уважаемой учительницы: «Когда она замолчит!»

Детей надо не только любить, но чтобы они нашу любовь чувствовали. А то я знал одного папу, который сына своего любил, но считал, что детей нельзя хвалить, а только ругать. Это пагубно сказалось на характере молодого человека. Знаки любви необходимы: по волосам потрепать, за плечо обнять, ласково назвать. Всего-то полминуты в день займет, а дети чувствуют и знают, что они любимы. Это, я считаю, важнейший момент в церковном воспитании.

Родительская любовь и ласка должны сочетаться со строгостью. «Чти отца твоего и матерь твою», − такая же заповедь Божия, как и заповеди о любви. В общении с родителями дети учатся общению с Богом, и если мальчику или девочке позволяется ругать или даже ударять своих родителей, если у них нет благоговейного страха перед отцом, это мешает утвердиться в их сердцах и страху Божию.

Как бы дети себя ни вели, родители должны до последней возможности стараться не терять с ними контакт. А он зачастую пропадает при наступлении переходного возраста. Как обыкновенно бывает? Ребенок ласковый, послушный, всё маме и папе рассказывает – они думают, что так будет всегда. Вдруг, как будто ни с того, ни с сего, у дитяти появляются грубость, непослушание.

Родители сначала пытаются понять, в чём дело; в ответ чадо огрызается. Тогда и чадо в ответ получает ругань, а то и побои. И если родители вовремя не опомнятся, то могут совершенно потерять контакт с ребенком, и это в то самое время, когда общение особенно важно. А если нет общения, то нет и никакой возможности положительно воздействовать на ребенка.

Если же рядом есть любимый и любящий, уважаемый взрослый, с которым установились глубокие, доверительные отношения, то подростку, даже если страсти вынесут его за пределы Церкви и он впадет в тяжкие грехи, то потом, когда он опомнится, будет куда вернуться. Поэтому на первом месте контакт, едва ли не любой ценой.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Эх, Машенька, я думал, ты хорошая девочка!

Говорить подростку, что Бог его накажет, – это преступление

Как нельзя исповедовать подростка

Подростку нужно увидеть, что в него верят. Никто не любит, когда его учат жить.

Как возглавить юношеский максимализм

Научиться говорить на языке подростков и всегда быть в контакте

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!