Роды дома – самонадеянность или стремление защитить себя и ребенка?

|

Часть 1 Аборты: что можно сделать уже сейчас?

Где рожать: в роддоме или дома? Совместимы ли взгляды «духовных» акушерок с православной верой? Насколько хороши методики раннего развития детей? Об этом мы говорим со священником Игорем Фоминым, настоятелем проектируемого храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, отцом четырех детей, имевшим опыт работы в Комиссии по церковной социальной деятельности в качестве руководителя направления по работе с многодетными семьями.

– В последнее время некоторые беременные женщины, опасаясь принуждения к аборту при подозрении на аномалии у младенца, отказываются вообще от всех исследований. Вполне логично отказаться от инвазивных процедур (прокола матки), потому что как раз они и проводятся для последующего аборта. Если проявить в этом вопросе твердость, принудить к ним женщину никто не имеет права. Но благоразумно ли отвергать те обследования, которые помогут провести лечение матери и ребенка? Ведь не случайно этому вопросу уделено внимание в Социальной концепции нашей Церкви? В последнем триместре обнаружение с помощью УЗИ некоторых пороков у младенца (например, пороков сердца или незаращения брюшной стенки) даст возможность провести сразу после рождения малыша хирургическое лечение и таким образом спасти его. Откуда такой страх перед любым исследованием?

– Бояться или не бояться исследований? Вы знаете, чего может бояться человек, который с Богом живет, который знает, что Бог не посрамит?

– Батюшка, ведь православные не застрахованы от каких-то скорбей, патологии?

– Бывают и скорби. Скорби просто необходимы.

– Внематочная беременность, например, это – тяжелая ситуация.

 

822328-160– Это очень тяжелая ситуация, но ко всему надо готовиться. И мы имеем возможность пользоваться медициной. Нам Господь даровал знания, нам Господь даровал все. Но только пользоваться всем надо разумно. Надо с умом ко всему подходить, это обязательное условие. Не надо, скажем, делать УЗИ каждые полчаса или раз в неделю. Это все-таки вклинивание в какую-то тайну. Но какие-то исследования надо делать. Если ты принципиально отказываешься от каких-то анализов, которые могут пойти на пользу тебе или младенцу, то простите, пожалуйста, дуракам Бог не помогает. Тебе Господь это даровал – пользуйся этим.

– Врачей, которые работают в официальной медицине, часто критикуют за формальное отношение к больным. Насколько объективна такая критика?

– К сожалению, у нас отсутствует умение обращаться друг с другом, у нас отсутствует общественное милосердие, есть только частное, индивидуальное.

Я понимаю, если принимать по 20 родов за сутки, у тебя все способности к состраданию могут атрофироваться. Но акушерам не надо забывать, что не одни они в такие условия поставлены. Священники с еще большим соприкасаются количеством людей. И что им, так же обезразличиваться? Не можешь принять 20 родов – сообщи руководству: я не соответствую тем требованиям, которые вы мне выдвинули. Я морально устаю, я могу принять только 5 родов, но с пользой для дела, никто не пострадает.

Стало чуть ли не правилом в наше время, что отношение к тебе определяется деньгами. Современный бог (то есть деньги) творит чудеса: ты заплатил – тебе чай принесли, ты заплатил – тебе спасибо сказали, ты заплатил – и к тебе хорошо отнеслись. Как же не быть кризису, если все построено на этой вот мамоне? На этих деньгах. И то же самое происходит в роддомах. Если ты договорился с акушеркой, роды у тебя пройдут великолепно, если не договорился – тебя даже не заметят. Человек ценится только по деньгам.

Говорят об агрессивных подходах в акушерстве. А ведь одно время государство даже платило за акушерское вмешательство, то есть оплачивали каждый шаг врача, и что получилось? Эпизиотомию стали проводить чуть ли не всем женщинам. Все решают деньги. Это касается не только акушеров, это всех касается.

– Батюшка, во всем мире сейчас растет частота кесарева сечения, за рубежом эту операцию делают еще чаще, чем у нас. Но среди наших акушеров вопрос об уменьшении частоты кесарева сечения считается вполне актуальным, предпринимаются и попытки, чтобы исправить положение. В личной беседе врач из выездной бригады неотложной акушерской помощи рассказал мне, что процент проведения естественных родов после кесарева в наших роддомах – один из самых высоких в мире. Причем говорил он об этом с большим пониманием и одобрением. Мне известны случаи, когда врачи и без денежного поощрения со всей ответственностью оказывали помощь своим пациентам.

– Прекрасно, прекрасно, что такие есть люди. Понимаете, все, о чем Вы говорите, должно быть нормой. Человек, который что-то сделал, должен удивиться, что его похвалят или скажут за это спасибо. Как в Евангелии сказано: ты сделал то, что должен был сделать.

– Есть и другие положительные сдвиги в роддомах. Младенцы, которым не требуется экстренная помощь, находятся с матерями, прикладывают к груди их сразу после родов. На платных родах может присутствовать муж. Можно выбрать роддом и договориться с врачом, чтобы было нормальное отношение. Как Вы думаете, батюшка, почему, несмотря на такие изменения к лучшему в официальном акушерстве, нередко женщины решаются рожать дома, да еще – в воде? То, что женщина подвергает своего младенца и себя риску, не идет ли в разрез с наставлением Спасителя: «Не искушай Господа Бога твоего»?

– От себя я могу сказать, что мы дома рожать не будем. Потому что знаем, какие осложнения могут быть совершенно неожиданно во время родов. Все может быть. И плохо или не плохо в роддоме, но там всегда окажут квалифицированную первую медицинскую помощь.

Можно ли рожать дома? Это для своего младенца и для себя такой риск! Дело в том, что когда женщина ждет ребенка, или человек заболел, находится в каком-то другом состоянии, может быть, критическом… Он стоит на грани между жизнью и смертью. Что происходит, какие процессы, какие мысли проносятся в голове у этого человека? Очень тяжело сказать, очень трудно понять его реакцию на тот или иной поступок в этот момент. Подвергать риску ребенка никакая мать не захочет. И естественно, она принимает решение, которое кажется ей самым лучшим. Вот, представим, всю беременность женщина ходила на курсы подготовки к родам, и ей вдалбливали, как это там очень часто бывает, определенные установки.

На чем они строятся – курсы родительской культуры, или школы подготовки к родам? Официальная медицина – плохая, там делается то-то, там делается это, пятое-десятое, и естественно она зацикливается на этом. И ей кажется, что для нее риск в данном случае именно в том, что она будет рожать в роддоме: что ребенку свернут шею, уронят, заразят, не так отрежут пуповину, не в тот момент, еще что-то. Когда организовывался центр «Радость Материнства» при 14-м роддоме, положительная его функция была в том, чтобы подружить врача и плодоносящую нашу рабу Божию. Даже не обязательно рабу Божию, просто – беременную женщину, которая туда приходила. Чтобы не было этого ужаса, когда внушают: это плохо, это страшно, грязно, врачи – вредители, враги. Мне кажется, задача подружить беременную женщину и врача в роддоме была выполнена. Она положительно повлияла и на акушеров, и на рожениц.

– Часто внушают, что естественные роды проводят только в домашних условиях. Мне же известно, что в ряде роддомов уже есть такое начинание. В 14-м роддоме, батюшка, женщины рожают естественно?

– Да, там роды проводят естественно. Ну, вот – положительный пример. На кого можно накричать – на неподготовленного человека. Кого можно задавить своим интеллектом? Человека, который не находится в теме. Но когда женщины подготовились к родам, не считают врачей врагами, и заранее с ними познакомились, все пойдет в благоприятном русле.

– На домашние роды берут исключительно здоровых женщин, а в роддома отправляют женщин с патологией или с риском осложнений. Разве можно, учитывая это, сравнивать частоту плохих исходов родов дома и в роддоме, как это любят делать домашние акушерки?

– Да, здесь одно лукавство тех, кто готовит к родам дома. Может быть, оно неосознанное. Вот, говорят домашние акушерки, у нас меньше неудач. Естественно меньше, потому что в период подготовки к родам они специально смотрят, сможет ли эта женщина самостоятельно дома родить? Официальная медицина признает, что 75% женщин могут совершенно нормально самостоятельно родить. Серов В.Н., Гетманов Р.Н. говорят: 75%. Это не значит, что в эти 75% не войдет какая-то патология, неожиданно откроется, допустим, маточное кровотечение, произойдет отслойка плаценты, – то, что нельзя предсказать. Но, хотя в остальных случаях женщины вполне могут родить самостоятельно, это не значит, что они могут рожать дома.

– Именно из-за этих непредсказуемых каких-то осложнений?

– Вы знаете, эти непредсказуемые осложнения, они еще возникают когда? Когда человек очень самонадеянный.

– То есть духовные причины?

– Мы с вами ведем беседу все-таки со стороны духовности, с учетом, что мы – трехсоставные: дух, душа и тело. Мы не только смотрим на физиологию, не только какие-то причинно-следственные отношения, связи рассматриваем. На нашу жизнь очень сильное влияние сверху – духовное. Когда человек очень самонадеян, тогда с ним случаются проблемы, которые его призваны исправить, избавить от этой самонадеянности. Иногда ему посылается ситуация, скажем так, очень большого риска. Но Господь наказует, но смерти не предает, как говорит псалмопевец Давид. Смерти Он, Господь, не предаст, но наказание – научение – именно оно бывает очень серьезным. Если женщина прибегает к домашним родам как к единственно возможному способу родить, то это именно тот случай, о котором мы говорили. То есть или дома или нигде. «Ни за что не пойду в роддом» – это гордость, этого делать нельзя. Ты навредишь и себе, и ребенку.

– Домашние акушерки говорят, что в роддомах люди рождаются несвободными. Так ли это?

– Нет. Люди, наоборот, рождаются все свободными – где бы ты ни родился: в концлагере или в чистом поле, все рождаются свободными. Это просто априори, Господь так устроил нашу жизнь, дал нам такие вехи на жизненном пути, которые абсолютно никто не сможет обойти: это рождение свободным, и смерть, и попадание на Суд. Кем бы ты ни был – инвалидом, президентом или кем-нибудь еще, этих событий ты не минуешь никогда.

– Те, кто защищают домашние роды, говорят, что есть судьба. Если младенец погиб в домашних родах, мол, так было предопределено, и в роддоме бы он умер, у хирурга во время кесарева случился бы, например, инсульт. Такие соображения высказала недавно в православном издании врач-педиатр, пропагандирующая домашние роды. Получается, если при неграмотных действиях «духовной» акушерки что-нибудь случится, виновата будет не она, а судьба?

– Имея некоторый опыт общения с акушерками, ведущими курсы подготовки к домашним родам, я обратил внимание, что там царит совершенное вольнодумство. То есть каждый туда привносит капельку «адреналина». В духовной жизни «адреналина» не существует как такового. Потому что духовная жизнь, наоборот, направлена на любовь, на спокойствие, на жертвенность. Причем жертвенность осмысленную, потому что у человека есть свободная воля, хочет пожертвовать чем-то для ближнего, пожертвует.

А вот в частных родительских школах царит нечто совершенно иное, и я обращаюсь сейчас к священству – мы мало этим занимаемся.

Приснопоминаемый отец Алексий Грачев рассказывал, что среди его прихожан было такое замечательное начинание: изучали Библию. Он знал, что они собираются у кого-то дома, читают Библию, обсуждают, и через какое-то время решил к ним заглянуть и посмотреть, что у них там происходит?

Пришел, они помолились, сели, стали читать Библию и обсуждать. И тогда он понял, что рождается новая еретическая секта. Почему? Потому что люди занялись очень хорошим делом, но не своим. Не будучи подготовлены, они стали делать какие-то выводы, догматически совершенно неправильные, которые не дали бы им возможности попасть в Царствие Небесное. То есть понимаете, ко всему должен быть профессиональный подход.

И вот подготовка к родам – она на что, в общем-то, должна быть, направлена? В первую очередь, как мне кажется, конечно, на физиологию. То есть женщину надо подготовить, чтобы она поплавала, погуляла, успокоилась. Ее надо напичкать знаниями именно о том, что с ней будет происходить, как общаться с врачами, кто они такие, что они могут предложить, от чего она может отказаться, что может потребовать. И все это заранее должно быть обговорено, чтобы во время родов не создавалась ситуация паники. Но если на курсах только этим заниматься, то считается, видимо, что это будет скучно. И поэтому в подготовку к родам запихивают все что угодно, скажем, давайте поговорим с солнышком, или покричим в море куда-нибудь, какие-то языческие вливаются элементы. Или эта самая бэби-йога, роды в воду, то есть чисто такой языческий аспект. Зачем это нужно? Наверное, чтобы дать человеку адреналин, какой-то толчок, импульс, заинтересовать его этим.

Делается ли это осознанно? Я не думаю. Я знаю некоторых людей, которые этим занимаются – они очень искренние люди, но, к сожалению, они пытаются втюхивать в умы рожениц то, что им на данный момент нравится, вот завтра разонравится, и они от этого отойдут. И поэтому на этих курсах в подготовке к родам намешано все: неоязычество, православие, йога, про буддистские воззрения я вообще не говорю – там этого полным полно.

– Да, домашние акушерки, по-видимому, люди увлекающиеся. Но при сравнении их деятельности лет 10-15 назад и сейчас видно постоянство определенных установок. Похоже, что они продолжают пользоваться программой для таких школ, которая была разработана на основе язычества и оккультизма. Вы вот говорили, батюшка, что человек может ошибаться, но если он стремится к Богу, то Господь поможет ему, выведет на правильный путь. Как в приведенном Вами примере с чадами батюшки Алексия Грачева. Но в родительских школах, мне кажется, заблуждения другого рода, с другим вектором устремлений: там ищут путь к себе, а свои занятия основывают не на изучении Библии, а на идеях и методиках Станислава Грофа, который внушает, что надо поклоняться сатане. И это сочетается в родительских школах не просто с самонадеянностью, а с целенаправленным ее культивированием.

– И из-за чего это происходит? Простите, я опять брошу камень в огород, скажем так, духовенства. Мало внимания уделяется этим вопросам. Что Церкви стоит, допустим, в таком большом городе как Москва создать православные курсы по подготовке к родам? Ничего не стоит. Найдутся инициативные люди.

– Чтобы не только православная вывеска была, а на самом деле православные курсы?

– Да, чтобы был священник, чтобы авторитет Церкви поддерживался, чтобы был спортзал для беременных, может быть бассейн, и все это для физических упражнений, а не для возгревания ложной духовности. Чтобы была такая официальная служба при Патриархии в помощь роженицам. Дело в том, что когда женщина беременна, она обязательно обратит внимание на любые моменты, которые ей кажутся положительными, верующая она или неверующая, и в этом вопросе ей даже муж – не глава. Она имеет инстинкт сохранения своего ребенка и себя для ребенка, и будет действовать в соответствии с этим. И Вы знаете, очень многие неверующие женщины пришли бы на православные курсы при Московской Патриархии. Для того, чтобы во всех отношениях защитить своего младенца. И я полностью уверен, что 99% этих неверующих женщин потом бы обязательно остались в Церкви

– Домашние акушерки пишут, что среди них есть люди разных исповеданий, православных и других, к «другим исповеданиям» они, видимо, относят занятия йогой и экстрасенсорикой. При этом они подчеркивают свое единодушие в тех вопросах, которые считают духовными. Как это может быть?

– Вы знаете, когда заходит речь о создании православных курсов подготовки к родам, православного роддома, очень часто спрашивают, а что вы хотите, чтобы в православном роддоме рожали только православные? Вы хотите отсечь некоторых женщин, а для своих женщин создать какие-то исключительные условия? Мне кажется это совершенно неправильный подход, даже неправильная постановка вопроса. Правильно было бы ставить вопрос так: почему именно православные курсы – вы хотите обратить всех в православие? Да, мы хотим обратить всех в Православие, а перед этим показать, что православный роддом – это некая марка, это знак качества.

А относительно единодушия людей разных вер в духовных вопросах, – естественно, этого просто не может быть. Потому что подходы совершенно разные к появлению новой жизни на свет у православных, у эзотериков, у буддистов, у тех, кто верит в постоянное перерождение – реинкарнацию. Мы один раз рождаемся, они, как утверждают – много раз. Как мы можем одинаково относиться к этому, если у них жизнь не имеет никакой ценности? А наша жизнь имеет огромную ценность, начиная от первых минут сразу после зачатия, до последнего вздоха.

– Домашние акушерки считают, что роды – это духовное «таинство», исключительное по своей «духовной» важности событие на протяжении всей жизни человека. Как Вы это прокомментируете, батюшка?

– Для православных очень важно духовное рождение, которое происходит в таинстве Крещения.

– И встреча с Богом?

– И, естественно, встреча с Богом. Мы не отмечаем дни рождения. Это ведь тоже показатель, не правда ли? Казалось бы, значимый момент в жизни. Но мы отмечаем рождение только великих людей или Самого Бога, Господа нашего, Иисуса Христа. Но когда человек в таинстве Крещения рождается для жизни вечной, это конечно для него духовное событие. Очень важное, но не окончательное для него, ведь самое главное – это встреча с Богом.

– Батюшка, на родительских курсах говорят, что если родить ребенка в таких-то условиях, он будет потом таким-то, а если – в других, то другим. Если, например, родить его среди близких людей, или на природе, в море родить, то он якобы вырастет свободным человеком. Могут ли родители «программировать» всю последующую жизнь ребенка, создавая определенные условия рождения?

– Ну, это, во-первых, маленькая ложь. Как мы уже говорили, человек всегда рождается свободным и свободным будет всегда. Но если бы можно было так запрограммировать, естественно, то все бы рожали всегда в каких-то особых условиях, среди ландышей, скажем. Вот, например, часто говорят, что дети, рожденные дома, в воде, – более спокойные. Знаете, мы всех детей родили в роддоме, и все наши дети очень спокойные. Мы даже не знали, когда у них прорезались зубки, и замечали, что зубки вылезли, лишь когда о них ударялась ложечка. Не было у нас проблем и со сном никогда. То есть Господь отвел нас от всего этого. Это зависит не от того, где ты рожаешь, а от того, кто рожает, как рожает, на что рожает своего ребенка. Если во время его рождения открывали, закрывали чакры, то родится такой вот «чакрный» ребенок, а если ты рожаешь со Христом, если ты рожаешь после того, как исповедовалась, причастилась, то тогда совсем другое дело.

– А если на курсах для родителей учили: путь к себе, доверие себе, полюбить себя?

– Вспоминается Шолохов: вот когда вырасту, дедушка, а у тебя выпадут зубы, жевать тебе хлеб не буду. Так что и вырастет такой ребенок с доверием только к себе, ни к родителям, ни к кому. Какое может быть доверие к себе? Ну, дорогие, нет, конечно.

– Сейчас родители гоняются за ранним развитием детей. Почему не заботятся в первую очередь, чтобы ребенок вырос хорошим человеком?

– Разные методики, направленные на раннее развитие, подразумевают, что родители не являются личным примером, у них нет традиции, чтобы передать ребенку то, как надо существовать в этом мире. Если родители читают, ребенок тоже будет читать, если они его этому научат, естественно. Если родители не читают, ребенок тоже не будет читать. Если родители занимаются благотворительностью, чистосердечно конечно, то ребенок вырастет милосердным. Понимаете, зачем ребенка отрывать от семейной традиции? Не надо этого делать. Пусть он естественно растет в той среде, в той семье, в которой он рос. Помоги ты ему поступить хоть в МГУ, если вы дома ругаетесь матом, он будет все равно ругаться матом, хоть и станет профессором. Я считаю, что это совершенно ненужные вещи, пытаются заполнить пустое время ребенка. Не надо его заполнять кубиками Зайцева или, тем более, вальдорфскими школами, в которых не пойми, кого выпускают. Да, очень хорошая атмосфера такая, свободная, оценок не ставят, все прекрасно, учатся все вместе. С 1-го по 5-й класс, потом с 5-го по 11-й класс. Все это замечательно, все прекрасно, только все это не наше. Для ребенка «хорошо»: никакой ответственности, никаких обязанностей у него нет. Ни в коем случае пользоваться этим нельзя.

– А последствия – не аукнется ли все это со временем?

– Обязательно аукнется, обязательно. Совсем недавно была встреча очень интересная, в рамках журнала «Фома», с читателями, и были затронуты вопросы по поводу семьи. Сначала затронули вопросы политики – что государство должно помогать, что государство не заботится, что плохие условия и т.д. Стали вспоминать советские времена, что можно было на пенсию помогать детям, откладывать деньги, путешествовать. И там были пенсионеры, которые обо всем сладостно вспоминали. Одна бабушка сказала: вы знаете, у меня пенсия была 15 рублей, потому что я не доработала 2 года до нужного возраста, и трудовой стаж оказался недостаточным. А рано она вышла на пенсию, потому что стала заниматься внуками. И вот мы так поговорили, поговорили, стали расходиться по домам, и эта бабушка единственная из всех пришедших уехала на машине, потому что за ней приехали ее внуки. Получается, она сделала правильное «капиталовложение».

Нужно ей государство или нет? Оно как тогда не заботилось о ней, 15 рублей платило, так и сейчас 1800 рублей платит. Но эта бабушка, как выяснилось, даже не снимает свою пенсию со сберкнижки. На что похоронить, она говорит, у меня будет, каждый месяц 1800 рублей у нее там «капает». Понимаете, что это значит? Полностью – на содержании внуков.

– Очень яркий пример.

– Очень яркий. Когда мы расходились после встречи, стали обсуждать, что старички сейчас по помойкам при живых-то детях роются. И это-то и страшно, и не государство здесь виновато. А кто виноват? Сами воспитали так.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: