Рождественские вечера «у святого Саввы»

|

Американцы создали ресторан, который помогает выжить русскому монастырю.

Православный ресторан

Обитель Святого Саввы Освященного к Рождеству примеряет белоснежные одежды. Их монастырь меняет четыре раза в год. Приезжайте весной, летом, осенью — и всегда это будет встреча со знакомым незнакомцем. Настоятель обители — архимандрит Пахомий (Белков), американец с русскими корнями, на личные средства (в Америке это не редкость) начавший строительство монастыря 14 лет назад, насадил в его стенах огромный сад: с цветами, так мудрено рассаженными, что когда одни отцветают, на их месте зацветают другие. А еще — плодовыми деревьями и кустарниками, ягоды с которых утром собирают, варят, раскладывают по баночкам, наклеивают монастырскую этикетку, и после обеда варенье уже отправляют в монастырскую лавку.

Православный ресторан

Храм в русском стиле отец Пахомий построил и расписал тоже сам. Голубые его купола и звонница в теплое время года едва видны из-за буйной мичиганской зелени. Как и входные ворота в обитель, которые были сделаны по заказу святого Патриарха Тихона в бытность его служения в Америке. А зимой голубые купола с крестом высятся над пригородом Детройта — городком Харпер Вудс.

В Детройте 25 лет назад отец Пахомий начинал служить на приходе Православной Церкви в Америке по-церковнославянски. Это было время третьей волны русскоязычной эмиграции.

Православный ресторан

«Многие впервые приходили в храм, и нам казалось, что знакомым языком удастся сделать их вхождение в церковь более гладким, — вспоминает отец Пахомий. — Но потом я понял, что это недостаточно хорошо срабатывает, ведь большинство приезжавших русских воспитывались в коммунистическом Советском Союзе и не были знакомы с церковнославянским языком. Зато Православием заинтересовались американцы. Причем народ у нас такой: если они не услышали богослужение по-английски, то в следующий раз уже не придут, потому что для них важно понимать то, о чем говорит эта Церковь. Так я все больше во время служб стал использовать английский язык. Сейчас это уже 60 на 40% в пользу английского, чтобы Благая Весть была доступна местным жителям на их родном языке».

А потом встал вопрос насущный: как церкви выжить не только духовно, но и финансово?

«Если люди требуют службу на своем родном языке, но сами храм не поддерживают, церковь не сможет выжить, — размышляет отец Пахомий. — А люди, которые принимают Православие, начинают жить церковной жизнью и поддерживать церковь — это именно те, на которых можно и нужно ориентироваться. В течение года в нашем монастыре принимают крещение до 20 американцев. Сейчас в нашем приходе монастыря преп. Саввы Освященного (РПЦЗ) молятся в основном русские, обращенные американцы и румыны, чей общий язык — английский».

Православный ресторан

Чем дальше от Нью-Йорка, где царит смешение рас, языков, нарядов и нравов, тем скорее вновь приезжающие вписываются в местные и языковые традиции. В Нью-Йорке можно прожить 20 лет и более, получить гражданство, вырастить детей, благополучно их женить, но так и не выучить язык страны проживания. К этому располагает инфраструктура с полным набором национальных магазинов, детских садов и школ, больниц и поликлиник, средств массовой информации, адвокатских, туристических и прочих контор. И, конечно, храмы с русскими школами и русским воскресным общением.

В американской глубинке — даже если это большой город — жизнь подстегивает осваивать язык, присматриваться и прислушиваться к местному менталитету, при этом органично и деликатно вписывая свою культуру и веру в местный ландшафт. Из православных так живут в Америке греки, румыны, выходцы из Сирии и Ливана, принадлежащие к Антиохийской церкви.

Отец Пахомий до пострига в монашество был отцом Джоном, а для многих русских прихожан — просто батюшкой Ваней. Его бабушка с дедушкой, как и многие выходцы из России и Украины, за океаном нашли заработок на машиностроительном заводе Форда в Детройте. Впервые в Россию Джон приехал после окончания университета, когда уже решил посвятить жизнь служению Церкви. А по возвращении домой выбрал Свято-Тихоновскую семинарию — более русскую по духу из находящихся под омофором ПЦА. И русский монастырь начал строить с нуля — американскую «Троице-Сергиеву лавру».

Православный ресторан

Первые православные прихожане пришли за отцом Пахомием из американской церкви. Скоро в русский монастырь в американской глубинке потянулось местное население, причем не всегда православное.

«Богослужение я стал дополнять лекциями, которые задумывались как краткое введение в Православие, историю, иконопись, архитектуру, — рассказывает отец Пахомий. — Скоро люди стали приезжать целыми автобусами. Лекции планировалось вмещать в 30 минут — максимум час, но вопросы переходили в беседу, и в результате расходились мы не раньше, чем через три часа. Народ к тому времени уже проголодался и спрашивал, а нет ли поблизости ресторана, чтобы всей группой пойти пообедать. Но рядом ничего не было. И тогда мы стали делать бутерброды. А потом приехал Петр. Это чудо, когда Господь посылает нужного человека в нужное время. Оказалось, что у него давно была мечта устроить собственный небольшой ресторан».

«Когда я впервые приехал в Харпер Вудс, то не мог поверить, что это Америка. — Уютно и красиво, как в моей родной Моравии», — говорит Петр Болцаровский — ресторатор, благодаря которому русский ресторан «Американский орел» вошел в число лучших в Большом Детройте и стал известен за пределами США.

Православный ресторан

Родился Петр в Чехии в католической семье. Детские и школьные годы прислуживал в храме. Православие принял в монастыре святого Саввы Освященного в Америке.

«За пять лет учебы в Праге я научился управлению ресторанным бизнесом, бухгалтерии, маркетингу, секретам поварского мастерства, — рассказывает Петр. — По программе обмена студентами побывал во многих европейских странах, освоил немецкую, русскую, австрийскую, французскую кухню. В США жил и работал 14 лет, и в 2007 году думал уже возвращаться домой. В какой-то момент вдруг исчез энтузиазм и увлеченность любимым некогда делом. Просто за время работы я пришел к выводу: ты много трудишься, непрерывно готовишь еду, ее съедают, и потом все идет по кругу. Так работает ресторанный бизнес.

Некоторое время я пребывал в неопределенности и раздумье, пока однажды не узнал о местечке Харпер Вудс в штате Мичиган, где есть место для ресторана и монах, которому нужна помощь в содержания монастыря. Когда я приехал, то увидел, что главное здесь — православный монастырь, который нуждается в украшении, поддержании и развитии, и средства от ресторана планировалось направить на его дальнейшее устроение. Это то, что останется на многие годы вне зависимости от того, сколько продуктов уйдет на приготовление, сколько порций будет съедено и сколько пустых тарелок оставлено.

Православный ресторан

Мы стали работать и приводить в порядок помещение, где отец Пахомий готовил трапезы для собиравшихся на духовные беседы прихожан. Сначала это был типичный американский церковный зал с желтыми стенами. За месяц мы все сами перекрасили и отделали мрамором. У батюшки хороший вкус, умелые руки и невероятная работоспособность. И вскоре на территории обители уже было представительное помещение под ресторан, смотревшееся „под старину“. На открытие пришло много прихожан».

Потом, естественно — раз ресторан был заявлен, — Петру потребовались профессиональные помощники. Сейчас это уже сплоченный коллектив — в основном, новообращенные американцы и девушка из Македонии. Прекрасные люди, преданные Богу и монастырю, волонтеры, которые трудятся здесь в свободное от основной работы время. Но коллектив сложился со временем.

«А на первых порах вместе с энтузиазмом нас поджидало и разочарование, — вспоминает Петр. — Несколько вечеров приходило всего один-два посетителя. Мы готовили еду, не зная, сколько человек придется кормить.

Наше предприятие мы намеренно не стали коммерциализировать, потому что главным для нас был и остается монастырь. Рекламу мы не давали, и люди узнавали о нас друг от друга. Так продолжалось до того дня, когда к нам инкогнито пришла ресторанный критик и написала статью на целую газетную полосу „о скрытом сокровище — ресторане, расположенном в великолепном саду в пригороде Детройта городке Харпер Вудс“.

На тот момент у нас бывало до 15 человек ежедневно, после статьи пришло сразу 60 посетителей, а на выходные мы уже принимали заказы на столики».

Сегодня ресторан открыт по вторникам и четвергам. Во вторник с 11 часов утра до 2-х дня — «чай» с последующей лекцией в храме. Название «чай» — условно и относится, скорее, ко времени дня, потому что по обилию блюд это, все-таки, сытный обед плюс многочисленные бутерброды по типу шведского стола. С 17.00 — «обед», который и есть полноценный обед с десертами на выбор. Дважды в день меняются блюда, костюмированная форма официантов и сервировка столов: от цвета скатертей до дизайна посуды.

Православный ресторан

«Радостно наблюдать, как развивается монастырь и ресторан, как от пары посетителей, которые заказывали традиционного цыпленка „паприкаш“, летом в день к нам приходят до 150 гостей. Накануне ресторанного дня я провожу на кухне по 16–17 часов — устаю физически, но не эмоционально.

А зимой, когда посетителей все-таки меньше, мы устраиваем тематические кулинарные встречи. Очень популярны „Рождественские вечера“ — путешествие по кулинарному искусству разных стран мира, когда можно отведать то, чего нет в наших традиционных меню. Сервировка в эти вечера тоже уникальная, из года в год она не повторяется. Все столики на декабрь заказаны уже в июле».

Православный ресторан

В «Русский орел» приходят американцы, болгары, русские, македонцы. Как правило, из второго-третьего поколения эмигрантов. Недавно гражданин Швейцарии выискал ресторан в интернете и заказал столик задолго до своей командировки в Детройт. Покидая ресторан, он сказал официантам, что чувствует себя как дома.

«Мы заметили, что кто бы ни приезжал к нам из Старого света, не важно, из какой страны, находят здесь кусочек родины. Вероятно, это сочетание красоты сада, архитектуры разных стран на территории обители, теплоты общения и вкуса домашней еды. С самого начала ресторан задумывался как русский, и посвящен царю-мученику Николаю II (а все знают, какое качество блюд было при императорских дворах), но мы включаем в меню и блюда национальных европейских кухонь. Так что в результате получился многонациональный европейский ресторан, где можно найти блюда из России, Венгрии, Чехии, Франции или чешское блюдо с французским акцентом, например.

Православный ресторан

Самой популярной на протяжении семи лет остается русская кулебяка с семгой. Традиционный, в общем, русский старинный рецепт, но при приготовлении я часто импровизирую. Мы предлагаем блюда, знакомые бабушкам и дедушкам и их родившимся уже в Америке внукам. Кроме основного меню, каждую неделю готовлю особое блюдо от шеф-повара.

Вот уже несколько лет мы не поднимаем цены на блюда, несмотря на постоянный рост цен на продукты, и не жертвуем ради бизнеса нашей главной целью — миссионерской работой, знакомством посетителей с культурой и необычными вещами разных стран, преимущественно, конечно, русскими.

И клиенты у нас уникальные, — продолжает шеф-повар. — Сюда приходят семьями, часто довольно многочисленными — несколько поколений; молодые пары в поисках чего-то неизбитого заказывают столики для друзей, чтобы отпраздновать годовщину свадьбы; приходят люди, вообще не знакомые с русской культурой и Православием, приехавшие в Америку иностранцы, и когда видят голубые купола, многие говорят, что попали в рай не земле. А россияне при виде нашего храма вспоминают церковь, куда ходили маленькими детьми. Для нас это лучшая похвала. Разные люди, но все воспитаны и хорошо вписываются в монастырскую среду.

Православный ресторан

На территории ресторана и монастыря не разрешено курить, громко разговаривать, носить неприличную для обители одежду. Мы не продаем алкоголь».

Во время постов ресторан работает в особом режиме.

«Для соблюдающих пост у нас есть отдельное меню. Ресторан закрыт на протяжении Страстной недели для подготовки монастыря к Пасхе. Главное для нас, чтобы ресторан не преобладал над монастырским укладом жизни и не вмешивался в монастырскую жизнь.

Сам я не монах, но мне нравится монастырская жизнь, и я стараюсь находить баланс между своей мирской работой, монастырским рестораном и церковными службами. Я очень люблю готовить и хочу использовать свой талант и знания для пользы обители. Это такая же миссионерская и благотворительная работа, просто иная, чем многие ее себе представляют. Благодаря ресторану мы имеем возможность семь лет содержать и развивать монастырь, вокруг монастыря живет и трудится полноценная христианская община мирян».

…Когда съеден постный десерт, сняты сарафаны и кокошники, и последние посетители обители нехотя направляются к выходу, за большим столом вместе с батюшкой собираются все, кто трудился целый день. Это время для того, чтобы поговорить, послушать звуки завершающегося дня, отведать тающей во рту кулебяки и растянуть удовольствие от выбранного из всего разнообразия рассыпчатого натурального чая. А потом выйти в сад. Шагнуть в ночь и ощутить тонкий аромат лилий. Или выйти в молочную белизну предрождественского дня и любоваться голубыми контурами луковичных куполов. Глубоко вдохнуть и выпить глоток тишины. Это как раз то время, когда фотоаппарат отдыхает.

Татьяна Веселкина,

Харпер Вудс, шт. Мичиган

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Из мусорного бака полицейский услышал детский плач

Он встретил спасенного ребенка только через 25 лет

Умер актер и благотворитель Олег Видов

Олег Видов скончался в США от осложнений после онкологической болезни

Обретены нетленные мощи святого Мардария

Мощи епископа Сербской православной церкви обретены в основанном им монастыре в США

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!