Серафим Ган: свидетельствуем о той России, которую никто не знает на Западе

Источник: РИА Новости
|
Ровно 10 лет назад произошло поистине историческое событие для всего Русского мира — воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. Делегация высшего духовенства РПЦЗ во вторник прилетает в Москву, которая 25 мая станет главным центром торжеств.

Корреспондент РИА Новости Сергей Стефанов поговорил с управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятелем храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиереем Серафимом Ганом об итогах этих лет для православных.

— Отец Серафим, как изменилась жизнь Русской зарубежной церкви за прошедшие 10 лет, после подписания Акта о каноническом общении с Русской православной церковью?

— Я бы сказал, что жизнь Русской зарубежной церкви во многих отношениях укрепилась. В нашей церковной жизни участвуют очень многие из новых эмигрантов и их потомки, они пополняют наши ряды. Происходит такое явление: люди переезжают на чужбину, им тяжело жить и работать в новых условиях, преодолевать какие-то испытания, они начинают тосковать по родине, — и в наших храмах они ее находят, находят свое Отечество, утешение и помощь.

По мере наших сил мы работаем с людьми, помогаем им воспитывать детей в русском православном духе и вообще — в несении тех тяжестей эмигрантской жизни, которые пережили и наши родители, и наши дедушки и бабушки. В целом, русскоязычная православная община в США увеличивается, и мы этому радуемся.

— Как проявляется взаимодействие с Церковью в Отечестве? Есть ли какие-либо сложности?

— Я могу сказать, что в совместной работе с подрастающим поколением мы достигли немалых успехов. Молодежные делегации со всех концов света приезжают в Россию, чтобы почувствовать свои корни, посмотреть на свою родину. Для некоторых это историческая родина, а другие родились здесь, но уже ничего не помнят, потому что выехали в очень раннем возрасте.

Мы собираем на это средства, и организуем эти поездки совместно с Церковью в Отечестве. И потом наша молодежь, да и вообще наши прихожане, наше духовенство, свидетельствуют о правде жизни на родине. О той России, которую никто не знает на Западе, — об ее истории, православной вере, о нашем языке и культуре. Они делятся всем этим духовным, культурным богатством, находясь на чужбине. Здесь люди не слышат всей правды о жизни в России, не слышат о положительных явлениях в ее жизни. Мы восполняем этот пробел своим свидетельством и братским общением с рядовыми американцами, французами и так далее.

— Что сегодня можно сказать по вопросу параллельных епархий и приходов РПЦ и РПЦЗ?

— Да, продолжают существовать параллельные приходы и епархии, есть даже параллельная Духовная миссия в Иерусалиме, но они все мирно сосуществуют и помогают друг другу. Если и возникают проблемы, то они решаются на уровне священноначалия в духе братолюбия и заботы о людях. В Германии вот уже много лет духовенство обеих епархий Русской православной церкви встречается, обсуждает какие-то вопросы, представляющие взаимный интерес, и решает проблемы вместе. Говорят, эти встречи проходят с большим успехом и приносят пользу. В Нью-Йорке у нас прекрасные отношения с представительством Русской православной церкви и патриаршими приходами в США. Так что, в этом отношении мы особых проблем, слава Богу, не испытываем.

— Есть ли данные, сколько человек, приходов остаются сейчас в расколе — те, кто не приняли воссоединение двух Церквей? Есть ли случаи возвращения отколовшихся представителей духовенства и мирян?

— Те, кто не принял Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской зарубежной церковью — это незначительная часть клира и паствы. Со времени подписания этого исторического документа 10 лет назад они еще больше раздробились на другие раскольничьи образования и между собой совершенно не имеют единомыслия. Так что мы, конечно, сожалеем о том, что так произошло, и готовы всячески способствовать возвращению людей в Церковь.

И мы как раз этим и занимаемся на бытовом уровне. Встречаемся неформально с прихожанами и духовенством, общаемся, поздравляем друг друга с праздниками. Ведь разделение, к сожалению, затронуло и многие семейства. И действительно, некоторые представители расколов готовы вернуться в Русскую церковь. Я думаю, что люди видят эти плоды единства, они видят, что никто не собирается ни отбирать имущество, ни лишать людей должностей, ни вмешиваться в церковную жизнь. Они видят, что каноническая Церковь не проповедует никакой ереси. Люди все это видят, и они хотят вернуться, чтобы быть вместе. Но по тем или иным причинам они еще этого не сделали. Я думаю, что это вопрос времени.

К сожалению, некоторые духовные лица уж слишком далеко ушли, что затрудняет их возвращение. Правда, подлинное покаяние всегда широко открывает двери милости Божией.

— Как будет отмечаться 10-летие восстановления общения между Московским Патриархатом и Русской зарубежной церковью?

— Эта знаменательная дата будет отмечена в московском Сретенском монастыре в четверг, 25 мая, на великом освящении нового большого соборного храма в честь святых новомучеников и исповедников Российских, построенного на территории этой обители.

— Как вы можете прокомментировать тот факт, что эти два события так совпали, есть ли в этом некоторый символизм?

— Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты. Но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским Патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их  труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви.

Когда я узнал об этом, это меня просто ударило в душу. Очень сильно. Потому что новомученики нас объединили, и, по всей видимости, новомученики продолжают поддерживать это великое дело — наше единство.

— Недавно в Вашингтоне состоялся саммит, посвященный защите гонимых христиан Ближнего Востока и Африки. Как освещается трагедия этих людей в западных СМИ?

— Как мне кажется, этот вопрос, к сожалению, игнорируется, и только совсем недавно кое-кто в информационном пространстве заговорил об этом. И это нас очень печалит. Мы хотели бы видеть больше активности в решении вопросов, связанных с гонением христиан. Мы хотели бы видеть больше активности со стороны государств пребывания Зарубежной церкви.

— А непростые российско-американские отношения как-то сказываются на жизни православных верующих — выходцев из России?

— Это очень сложный вопрос. Некоторые жалуются на всякого рода неприятности, но в основном нашу религиозную свободу, конечно, никто не трогает. И, в общем-то, того давления, на которое жалуются представители некоторых христианских организаций, мы не испытываем.

Мы пользуемся своей религиозной свободой, мы живем своей жизнью, окормляем свою паству на чужбине. И не только русских, украинцев, белорусов и других выходцев из бывших советских республик, но и американцев, французов, австралийцев, которые тянутся к нам. Не столько к нам, конечно, сколько к наследию Русской православной церкви, к русской святости. Местных жителей тянет к этому русскому благочестию. Их приводят к православию такие люди, как равноапостольный князь Владимир, преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Федор Михайлович Достоевский, Александр Невский. И они тянутся к нам.

И, как я уже говорил, мы здесь спокойно, не поднимая никакого шума, свидетельствуем о своей вере, о своей культуре, о своих исторических корнях, и никто нам в этом не препятствует. Хотя и сообщается в СМИ о каких-то инцидентах, когда якобы нарушается религиозная свобода американцев, нас это пока совершенно не касается.

— Судя по вашему опыту, с какими основными вызовами встречаются сегодня православные христиане?

— Если честно, самый главный вызов — это отход общества от своих христианских корней, его секуляризация. Это, наверное, самая главная проблема, на которую многие верующие жалуются и которая волнует наших людей повсеместно. Люди отходят от веры и нравственных ценностей, уводят от веры и наших детей, нашу молодежь. Но мы не должны этого бояться, наоборот — мы должны принять это со смирением, как урок, как призыв к тому, чтобы стать по-настоящему христианами. Если люди вокруг нас отходят от своих христианских корней, то не следует винить ни их, ни сильных мира сего, ни кого-нибудь еще, а только самих себя.

Значит, в наших глазах, в нашей жизни не видят вот этого торжества жизни, победы Воскресения Христова, которую мы проповедуем и продолжаем в эти дни праздновать. Значит, люди не видят святости и красоты Божией в наших делах. А если мы хотим повлиять на ситуацию, то лучше не только говорить о том, какими все должны быть, но и постоянно трудиться над тем, чтобы в своей жизни воплощать евангельские заветы. Если мы будем стараться работать над собой, то люди, живущие вокруг нас, не смогут не обратить внимание на благоухание нашей веры и доброй жизни.

— Каким вы видите будущее христианства в Европе в связи с новым “переселением народов” — массовой миграцией из мусульманских стран?

— Будущее в наших руках и в руках Божиих. Есть, конечно, вещи, которые человек не может остановить своей немощной рукой. Но если мы верим в Бога и доверяем Ему, Его водительству, и если мы будем строить свое будущее на камне доброй христианской жизни, то благодать Божия будет содействовать нам и укреплять нас. В это я глубоко верю.

— В эти дни в жизни Русской православной церкви происходит беспрецедентное событие — принесение мощей святителя Николая Чудотворца из Бари. Какое значение это имеет для православного мира? Как часто христианские святыни приносят в пределы Русской зарубежной церкви?

— Мы радуемся за наших соотечественников и надеемся, что этот привоз святыни — мощей святителя Николая — принесет духовную пользу тем людям, которые ищут помощи и молитв этого святого.

Я неоднократно сопровождал главную святыню Русской зарубежной церкви, Курскую Коренную икону Божией Матери, не только по России, но и по зарубежью. И нахожу, что такого рода поездки со святынями приносят колоссальную пользу, о чем свидетельствуют те же письма, которые мы получаем после возвращения в Нью-Йорк. Одни пишут, что нашли спутника жизни, другие — что получили работу, третьи — о том, что удостоились исцеления или какой-то помощи…

Я думаю, что всякий привоз святыни и в Отечество, и в разные уголки зарубежья всегда приносит пользу и благословение, совершается некий духовный подъем. Святыня объединяет. Люди приходят к ней со своими радостями и скорбями, со всем тем, что у них на душе, и удостаиваются помощи. И нас это может только радовать. Так что все приветствуют такое принесение святыни в Россию.

— В последние годы в Русской зарубежной церкви особенно почитается мироточащая Иверско-Гавайская икона Божией Матери. Этот образ тоже часто привозят в разные приходы и разные страны. С чем связано такое особое почитание?

— Интересно, что эта икона стала источать миро в год восстановления единства Русской церкви. И я думаю, что ее почитание связано, в первую очередь именно с тем, что это произошло именно в 2007 году, когда совершилось это чудо восстановления единства… Ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться. В любом случае это чудо — что люди пришли к единству.

А во-вторых, думаю, такое почитание связано с тем, что эта Гавайская икона — копия Иверской Монреальской иконы Божией Матери, которая была написана на Афоне и источала миро сразу после канонизации Русской зарубежной церковью святых новомучеников и исповедников Российских. Это прославление было совершено в 1981 году. И это чудо мироточения начало происходить именно у ковчега с мощами великой княгини преподобномученицы Елизаветы Федоровны, сестры последней российской императрицы.

К сожалению, Иверская Монреальская икона исчезла после убийства в 1997 году в Греции ее хранителя, Иосифа Муньоса-Кортеса. Но через 10 лет, когда было восстановлено единство Русской церкви, копия этой иконы на Гавайских островах в нашем приходе стала источать миро. И некоторые воспринимают это как благоволение Божие к тому, что произошло 10 лет тому назад.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Владимир Путин подарил Сретенскому монастырю икону XIX века

Икону Иоанна Предтечи Владимир Путин преподнес в дар новому храму Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников…

РПЦЗ обеспокоена судьбой наследия святителя Иоанна Шанхайского

Его келья, библиотека и другие святыни разрушаются и нуждаются в скором и необходимом ремонте

РПЦЗ: Встреча в Гаване способствует миру между христианскими конфессиями

Молимся Всемогущему Богу, что предстоящая встреча поможет достичь взаимопонимания по многим вопросам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!