Царствует ад, но не вечнует…

 Самая таинственная весть Библии — это весть о Голгофе. Мессианскую сердцевину Ветхого Завета образуют загадочные слова пророка Исайи о том, что “мы исцелились ранами” Того, на Кого “Господь возложил грехи всех нас” (Ис 53:5-6). В Новом Завете к этому пророчеству обращаются апостолы, в частности, Петр, писавший первохристианским общинам, что Христос “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, […] ранами Его вы исцелились” (1 Пет 2:24).

Вопрос о смысле Крестной Жертвы — это не только вопрос о Боге: Кто же Тот, Кто “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин 3:16)?

Это и вопрос о человеке. “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?” — вопрошал Бога еще псалмопевец Давид (Пс 8:5).

Согласно Евангелию Христос был ответом на эти вопрошания. Бог не уничтожил согрешивших Адама и Еву, не отстранился от них, но Сам стал человеком, чтобы ввести нас в Свое Царствие.

Мера Его любви – Крест. Но как может умереть Бессмертный? Как может в Свой смертный час добровольно отказаться от помощи ангелов Сын Человеческий?

Богослужение Страстной Пятницы пронизано подобными вопросами и сравнениями. В них, как в зеркале, отражается главная весть христианства: человек спасен, и спасает его Христос. Ради этого:

Христос

Христос

как Бог Он исходит из вечности, как человек Он проходит сквозь время.

как Бог Он творит ангелов, как человек Он алчет и жаждет в пустыне, отвергая искушения дьявола.

как Бог Он являет Свою предвечную славу на горе Фавор, как человек Он готовит апостолов к тому, что Он добровольно примет распятие.

как Бог Он поддерживает бытие мироздания, как человек Он предает Себя в руки палачей.

как Бог  покрывает облаками небо, как человек Он одевается в «ложную багряницу».

как человек Он в Крестных муках претерпевает разделение души и тела, как Бог Он сокрушает ад и дарует нам воскресение.

Если говорить о богослужебном ритме Церкви, то после чтения Двенадцати Евангелий, которое совершается вечером в Страстной Четверг, в Страстную Пятницу совершается Вынос Плащаницы. В центр храма из алтаря износится вышитое изображение почившего Христа.

Но это не есть, как иногда полагают, «экранизация» Евангелия. Напротив, молитва Церкви раздвигает временные рамки. Сквозь шум времени начинает проступать реальность Нового Завета. О том, что происходит в храмах в эти дни, просто и точно сказал Борис Пастернак: они хоронят Бога.

Вынос Плащаницы – это образ погребения Христа. На эти три дня, считая от Пятницы, храм становится погребальной пещерой, а мы, вместе с Иосифом Аримафейским и женами-мироносицами, совершаем горестный путь от Креста до Гроба. Пожалуй, самое точно слово, передающее состояние человеческой души на этом пути, – это церковнославянское «радостопечалие». Здесь радость о Боге безмерной любви растворена печалью о тех Страстях, которые Он претерпевает от нас, чтобы нас же и спасти.

Вынос Плащаницы обычно совершается днем. А вечером Страстной Пятницы во время богослужения духовенство перед Плащаницей читает канон, который называют по начальным словам: «Волною морскою…». Это погребальная песнь, в которой уже слышны обетования Пасхи:

Господи Боже мой, исходное пение, и надгробную Тебе песнь воспою, погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему. (…)

Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим: Ты бо положся во гробе, Державне…

Бог умер. Наступило время покоя. Время, когда тело Христово покоится в пещере, заваленной камнем. В это время душа Его нисходит во ад, но дьявол не может её удержать, ибо в ней нет ни тени греха, а вместе с душой во ад сходит Тот, перед Кем не устоит никакой ад. Во ад нисходит Тот, Кто не для адской вечности сотворил Адама, Еву и всех их потомков. Вкусив смерть на Кресте, Бог наполняет адский мрак Собой. И томившиеся там души узнают в Нём своего Спасителя и начинают свой путь к воскресению.

Словарь Правмира – Ад

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Наказывает ли Бог за свободу?

Мы трясемся от страха над страницами Библии, когда читаем ее поверхностно

Умирать нужно так

Чтобы ещё долгое время ты мог заботиться о любимых

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: