Ступенька треснула…

|

Сергей Чапнин

«Бог дождя». Майя Кучерская снова меня удивила. Её повесть, слегка провокационная по сюжету, оказалась очень тонкой и поразительно, невозможно глубокой по смыслу.

Литкритики хотя и отнеслись к ней благосклонно, но прочитали только сюжет. Они нашли его вполне постмодернистским. Пересказывая основную сюжетную линию, они непременно отмечали, мол, эта повесть о том, как разрушаются табу в современной церковной жизни, оставляя в скобочках уточнение, что грань все-таки никто не перешел.

Да, в центре повести – отношения героини и ее духовника иеромонаха Антония. Эти отношения – духовные, эмоциональные, бытовые – развиваются, перерастая в любовь двух очень одиноких людей. Но как об этом написано! В контексте современной культуры этот текст выглядит очень аккуратно, изящно и… целомудренно. Там, где нет ни грамма пошлости и цинизма, удается убедительно – без клюквы и морализаторства – передать очень тонкие духовные состояния. (Но это очевидно только для тех, кто с духовными и душевными ранами прошел тот же путь, годами зализывая шрамы…).

Но на самом деле эта книга о другом – о потрясающей, невероятной свободе, которую человек обретает во Христе. В том числе и свободе от смерти, о ее преодолении. И поэтому «Бог дождя» – пасхальный роман. (Совершенно не случайным выглядит совпадение, что его тираж был вывезен из типографии с опозданием и попал на склад издательства в Великую пятницу, а в магазины – на Светлой седмице). Вместе с тем, это книга о трагедии человека, неумеющего, а порой и неспособного с этой свободой совладать.

Мы редко задумываемся о свободе во Христе. Что это такое? Пылкое юношеское сердце от нее готово взорваться, потухнуть, попасть во мрак, оскорбиться и взорваться снова, так ничего и не поняв. Но это опытное познание свободы выше и глубже многих прочитанных книжек по богословию и аскетике.

Жить! Христиане, люди Церкви призваны жить особенной, яркой жизнью. Но в этой жизни есть особенная глубина и особенная высота только тогда, когда сердце не спит, когда оно не прячется за штампами и цитатами, за благословениями и правилами. Это смертельно опасно, это бескрайне радостно, это невообразимо мучительно. Но опыт свободы иначе не получишь. Кстати, об этом говорит и икона «Видение св. Иоанна Лествичника»: путь ко Христу – это долгое карабканье на небеса по хрупкой длинной лестнице, где с одной стороны ангелы поддерживают тебя под руку, а с другой – бесы дергают тебя за ногу. И есть те, кто падает.

На лестнице, по которой карабкались героиня и отец Антоний, треснули и надломились несколько перекладин. Хэппи-энд в такой повести невозможен. Он неминуемо оказался бы фальшивым рапортом о том, что, вот, такой-то и такая-то «окончательно пришли ко Христу». По сути, никакая концовка в этой повести не будет убедительной. Кучерская просто останавливает, прерывает повествование и бросает своих героев в тот момент, когда им очень трудно, и они повисают на этой лестнице духовного восхождения на одной руке и болтаются над пропастью. Но это не безнадежно. Не безнадежно только по одной причине: они сами понимают, в каком положении оказались на своем пути ко Христу. Остается надежда, что рано или поздно они найдут силы и подтянутся к следующей реечке на этой хрупкой лесенке в небо.

И, знаете, это радостно…

15 мая 2007

Источник: Полит.ру

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Свидетель находки века

Сергей Чапнин был первым журналистом, который получил задание рассказать о находке предполагаемых останков детей Романовых в…

Константин Эггерт: Не хватает мирян!

Что видно из горячих песков Йемена? Кто ведет информационную войну против Церкви в СМИ? Почему на…

Сергей Чапнин: Мне дороже всего пример радостной жизни во Христе

Печально видеть, как обострились отношения внутри самих православных. Поиск врагов среди единоверцев, публичные доносы, истерические записи…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: