Торжество Православия: Свет во тьме светит

Священник Николай Ким. Фото: Юлия Маковейчук

Священник Николай Ким. Фото: Юлия Маковейчук

Исторический смысл праздника Торжества Православия известен: он связан с преодолением иконоборчества. Это был тяжелый период в истории Церкви, когда даже сами верующие, в том числе и императоры и епископы, уклонились в эту ересь, основанной на буквальном понимании ветхозаветной заповеди «не создавай себе кумира». Логика иконоборцев состояла в том, что икона — и есть то самое запрещенное к изображению Моисеевым законом «подобие», а следовательно, поклоняться ей нельзя.

К этому моменту в Церкви уже существовала многовековая традиция почитания икон и Креста Господня: им составлялись службы, перед ними молились, через них люди получали помощь от Господа и святых. Но это не помешало возобладать ереси иконоборчества, кстати говоря, всегда остающейся актуальной: даже в наше время почти все протестантские деноминации и общины отрицают иконы ровно на том же основании, что их древние предшественники.

Пагубность этой ереси была многократно показана Отцами и Учителями Церкви. В их рассуждениях приводилась очень простая логическая цепочка. Закон был дан Моисею до воплощения Христа — и совершенно правильно, что изобразить Бога, Который есть Дух, чувственным образом невозможно. Но с тех пор произошло величайшее событие в истории — воплощение Спасителя, Сына Божия, воплощение в человеческом облике. Христос, Сын Божий, явился в мир в образе человеческом. Любого человека можно изобразить. Поэтому если мы категорически заявляем, что Бога нельзя изобразить, держимся буквального толкования Ветхозаветной заповеди, мы тем самым отвергаем Боговоплощение. А это уже не имеет ничего общего с христианством.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

Доводы очень простые, но услышаны они, тем не менее, не были, и почти целое столетие Церковь потрясали споры, доходившие даже до кровопролития. Изгонялись православные архиереи и простые христиане. Существует много известных историй о том, до чего доводили эти споры: например, к тому периоду относится рассказ об Иверской иконе Божией Матери, из лика Которой потекла кровь, когда воин из числа иконоборцев бросил в образ копье.

В конце концов, как мы знаем, истина восторжествовала, и на VII Вселенском Соборе была раз и навсегда утверждена истина иконопочитания. И в связи с этим положившим конец раздорам в Церкви событием был утвержден праздник Торжества Православия, совпавший по времени с первой неделей Великого поста, который мы и празднуем уже более тысячи лет.

Но это лишь историческая канва событий. А духовный смысл праздника связан с нашим пониманием: что есть торжество Православия?

Если мы задумаемся над самим этим словосочетанием, мы можем испытать некоторое недоумение: о каком торжестве Православия может идти речь в современном мире? Верующих — ничтожно мало. Вера в нас еле теплится. Мир все быстрее катится к порокам и страстям, а через них и к своей погибели.

Таково движение истории. Где здесь увидеть торжество Православия?

Чтобы понять духовный смысл этого торжества, вспомним евангельские слова: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.,1:5).

Если в темной комнате зажечь маленькую свечу — свет будет светить, и комната больше не будет темной.

Если загорается даже самая маленькая звезда, то, казалось бы, бесконечное темное пустое пространство уже не темное и не пустое. Тьма не может объять этого света.

Так же происходит и с Церковью в мире. Само бытие, стояние в вере и внутреннее борение любого верующего христианина, несмотря на то, что весь мир катится в прямо противоположную сторону, к безбожию и греху — как горение этой свечи и этой звезды. Пока хотя бы некоторые люди находят себе силы противостоять тьме — это уже есть торжество Православия в душе конкретного человека и во всем мире. Пока мы хоть сколько-нибудь верим, пока Господь дает нам для этого силы — мы несем свет православной Христовой веры в окружающую жизнь.

Ибо пока есть хоть одна верующая душа — есть надежда и для этого мира.

Записала Мария Сеньчукова

Читайте также:

Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Торжество православия, или Что же произошло под смоковницей?

Иконы никак не Торжество Православия. Это только один из последних камней в здании Церкви. Торжество ее…

Живя без Церкви, любой крещеный де-факто под анафемой

Пусть Церковь не заметила отпадения от обетов крещения, но Бог все видит

Постное письмо № 9. Христианство без анафемы

От того, как мы понимаем праздник Торжества Православия, зависит перспектива нашей церковной жизни

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!