В пост случаются недоразумения? Не надо удивляться!

Из духовной беседы архимандрита Софрония (Сахарова) о том, как проводить Великий пост.

Не надо удивляться, что рождаются недоразумения в жизни, особенно постом, но надо научиться побеждать эти трудности и исполнить закон Христа, Который сказал, что «прощайте вы, и вам простится от Бога».

Иначе говоря, Господь говорит, что прощая грехи брату нашему, сестре нашей, мы тем самым входим в процесс спасения всего человечества. Каждый раз, когда появляется искушение, трудность какая-то (как я вам и раньше говорил, что невозможно избежать трений) – это следствие ограничения нашей плоти.

Но надо непременно побеждать это, и таким образом проявится мудрость.

Одно из возможных толкований слов «не ешьте от этого дерева познания добра и зла» говорит, что это повлекло за собою разделение всех людей. Первое страшное преступление – когда Каин убил Авеля – было в самом начале дней человеческой жизни. Как Силуан, наш блаженный покровитель, говорит, что Иордан плакал о том, что всё человечество будет жить в раздорах, войнах, взаимных убийствах, взаимных притеснениях и так далее, всё пойдет против закона любви.

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский

Какое приготовление предлагает нам старец Силуан для восприятия Пасхи? Чем сильнее в нас дух, тем легче мы прощаем всякую рану, всякое оскорбление, нанесенное нам братом. Тем богаче будет изливаться на нас Дух Святой и радость вечной жизни.

Умалить себя – великая вещь пред Богом. Сам Господь умалил Себя. Мы читаем у нашего старца эти слова: «Благодать в меньших живет, а не в больших». Так дал ему познать Господь. То есть чем больше смирится человек, чем больше он идет на подвиг обнищания, тем выше он становится пред Богом, и тем он сам способен воспринять великую благодать.

Наивно было бы думать нам, что мы сами здесь собрались. Это не человеческое дело, а сам Господь собрал нас. Если Господь собрал нас, будем опять подражать Силуану.

Кто думал о том, что вот какое блаженство дано ему – служить тем, кого любит Господь. И однажды, как он пишет, служа братьям в трапезе, он вторично испытал благодать явления Христа.

И так как по закону духовному эти высшие состояния человеческое тело не выносит, то они даются один-два раза в жизни.

И потом остаются как память, как знание в форме памяти в нас. Но реально сила благодати отступает, и как говорил Макарий Великий – отнятие благодати необходимо, чтобы человек продолжал свою земную жизнь и деятельность.

Вы все с любовью слушали меня и постараетесь исполнить в этом посту. Почему я так говорю – в этом посту? Потому что странным образом сейчас напряженная атмосфера в мире, и у верующих, и у неверующих на устах всё время есть слово «апокалипсис», «апокалиптические события», «апокалиптические ожидания». В какой форме придет этот конец, мы еще не знаем, но в нынешнем году это напряжение больше, чем было раньше.

Попробуем этот пост сделать постом борьбы за то, о чем я вас умолял – за то единство, которое будет единством по образу Святой Троицы. Почему я говорил вам о том, что в моем переживании молитва Иисуса Христа к Отцу перед самой смертью голгофской заключала в себе эту молитву, чтобы единство, которое существует в бытии самого Бога, было дано нам – это высшая форма обожения человека. И думать, что это может осуществиться без боли, без распятия – наивно.

Большим страданием, терпением всех унижений, терпением всех неправд мы выигрываем дар благодати всеобъемлющей любви, и тогда мы познаем Бога, как Он есть, то есть как Любовь.

Аудио предоставлено порталом Предание.ру


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
10 минут духовного чтения. Чтобы пост не стал самоубийством (+аудио)

Когда физический пост становится не только бессмысленным, но действительно опасным

Как не потерять настоящую цель поста (+аудио)

Поучения архимандрита Софрония (Сахарова) о том, как проводить Великий пост