Восемь дней в Индии

На Гоа

Первым, кто обратил моё внимание на индийский штат Гоа, был священник Даниил Сысоев. «Туда обязательно надо кого-то послать с миссионерской поездкой. А вы, случайно, не хотите поехать?» – спросил он меня. Честно говоря, я совсем не хотел, поскольку считал себя непригодным к таким поездкам, о чём и сообщил отцу Даниилу.

Но вот, прошло чуть более полутора лет, и я, выходя из самолёта в душную индийскую ночь, ступаю на землю Гоа. Аэропорт Даболим имеет статус военного, и гражданские рейсы он принимает только в тёмное время суток. Сорок минут спустя водитель-гоанец везёт меня на машине мимо проступающих в сумерках пальм и старых португальских вилл с большими балконами и черепичными крышами.

Что же заставило меня изменить решение? Личное знакомство с нашими православными людьми, живущими в Гоа, с их духовными нуждами. Некогда знаменитый русский путешественник Афанасий Никитин посетил эти края, и в своих записках много сетовал на то, как тяжело ему было без возможности вести полноценную церковную жизнь – «исстрадался я по вере православной». В наши дни в Гоа таких исстрадавшихся немало, с некоторыми я и отец Алексей Забелин смогли познакомиться заранее. А когда знаешь о реальных нуждах живых людей, то отмахнуться от этого уже не так легко.

И вот мы с отцом Алексеем, получив благословение священноначалия, решились отправиться в этот дальний край, чтобы «привезти» сюда литургию для тех, кому это дорого. Я прибыл заранее, чтобы всё подготовить.

Первое, что было сделано после прибытия и заселения в квартиру – обустроена домовая часовня в гостиной. Здесь будут каждый день читаться часы, здесь будут совершаться и другие богослужения. Пусть часовня временная, но всё же было решено посвятить её во имя святого великомученика Георгия, поскольку именно в день его памяти была совершена тут первая малая служба.

Первое знакомство

Гоа – необычная часть Индии. С одной стороны здесь много индийского, но при этом повсюду поклонные кресты, католические храмы, много часовенок, в автобусах и других местах изображения Иисуса, даже в наших съемных апартаментах висят католические иконы. Гоанцы исповедуют католицизм, носят португальские имена и фамилии, и себя считают потомками португальцев, не отождествляясь с индийцами. Говорят на местном языке комкани и на английском. Впрочем, произношение английского тут особое, требуется время, чтобы привыкнуть к нему и начать понимать.

В последние годы, при развитии туристической отрасли, в Гоа приехало много индусов и мусульман из других штатов, некоторые работают сезонно, а некоторые осели здесь. Когда ездишь по дорогам, можно видеть немало индуистских капищ, встречаются и мечети. Люди довольно крепко держатся своей веры, – в какой кто воспитан, – случаются тут и межрелигиозные столкновения.

В Гоа каждый год приезжает около 60 000 россиян, – подавляющее большинство в качестве туристов, а несколько тысяч на более продолжительный срок, или для того, чтобы здесь работать, или чтобы пожить с детьми на море, пока в России холод и снег. Есть и женщины, вышедшие замуж за местных, они живут в Гоа круглый год, но их число совсем невелико.

Конечно, далеко не все, приезжающие в Гоа из России, считают себя православными христианами и испытывают потребность в церковной жизни. Но такие есть, и их немало. Наши русские гиды говорят здесь, что в Гоа очень нужен православный храм, и туристы их спрашивают об этом, но больше всего нужен он тем, кто здесь работает, – как ни странно, есть даже и неверующие, которые так считают.

Беседа

На следующий день по приезду была назначена беседа о Православии для желающих. Люди пришли с опозданием, но пришло много. Начали с заупокойной литии, которую я совершил диаконским чином. Люди собрались разные по убеждениям, были как верующие православные, так и неверующие, но за покойных сродников помолились все.

В беседе я старался рассказать о том, что вера православная подразумевает личные отношения с Богом, отношения любви и доверия Ему больше, чем себе; что духовные законы реальны и действуют независимо от того, признает их человек или нет; что истина одна, поэтому не все равно как верить, что Бог есть истина и только истинное почитание Его соединит с Ним, ложь не может соединить с истиной. Потом мы перешли к ответам на вопросы. В общей сложности всё длилось более двух с половиной часов. Я раздавал листовки, дарил книгу с изречениями святых отцов «300 слов мудрости», желающие выбрали себе что-то из книг и дисков, которые я привёз.

После беседы было общее чаепитие. Кажется, в будущем для подобных поездок «в чистое поле» хорошо созывать вначале такие беседы. Во-первых, люди узнают дорогу к месту будущей литургии (сегодня многие опоздали потому, что не сразу смогли найти нужный дом), во-вторых, такое знакомство даёт почву для последующих личных встреч и неформального общения, что очень важно.

Уже в конце пришла крещёная женщина, считающая себя индуской и проповедующая, как я понял, тут индуизм русским. Она говорила то, что здесь многие думают – Бог один и проявляется в разных религиях и т.п. Обстоятельно поговорить с ней удалось уже на следующий день.

Я сообщил своей собеседнице, что она заблуждается, когда утверждает, будто христианство и индуизм учат об одном и том же, будто Христос и Хануман, которому она поклоняется, это одно и то же, будто Бог один, но проявляется в разных формах и разных религиях, и т.п. Как и ожидалось, это вызвало в ней сильное несогласие и раздражение.

В каждом миссионерском разговоре открывается что-то новое, – даже через ошибки, которые совершаешь. Так было и здесь. Признаться, раньше я несколько с недоверием относился к словам отца Даниила Сысоева, говорившего, что в разговоре с человеком надо подчёркивать, что ты излагаешь не свою точку зрения, а точку зрения Бога. Мне казалось это некоторым риторическим приёмом. Но тут я убедился, что всё серьёзнее. Пока на её слова “я считаю, что Хануман и Христос – это одно” я отвечал: “А Христос считает иначе”, это будоражило её душу, и она спорила, а как только я сказал: “ну, воспримите то, что я говорю, просто как одну из точек зрения”, она сразу же успокоилась и сказала: “да, ну если так, то конечно”. Это была моя ошибка.

Моя собеседница рассказала о том, что привело её в индуизм. Она сначала его просто изучала как гид, затем стала посещать разные индусские капища, и как-то раз в одном из них реально ощутила “бога” Ханумана, который в неё вошёл и с тех пор в ней живёт, с ней говорит и т.п. Она рассказала, как однажды после этого говорила с мусульманином об исламе и, перечисляя особенности ислама, попыталась процитировать шахаду: “нет бога кроме Аллаха”, и не смогла произнести, так как Хануман физически сжал ей уста и сказал: «нет, есть и другой бог». И так было дважды. И вот такую одержимость человек искренне воспринимает как прекрасную жизнь в единстве с Богом.

Очень трудно было с ней говорить, так как всё, что я говорил, она без труда переиначивала на свой лад, только вот одно не могла переиначить – что Христос есть единственный путь к Богу, что без Христа нет спасения, что всё, что противоречит Христу – ложь. Ещё раз убеждаюсь, что это самое главное, что миссионер должен сказать человеку. Это заноза, которая останется в сердце человека и не даст ему успокоиться, пока он без Христа. А всё остальное из нашей проповеди человек без труда встроит в своё мировоззрение.

Капища и храмы

На следующий день один из наших гидов любезно предложил показать достопримечательности Гоа. По дороге мы увидели капище того самого Ханумана, о котором я так много слышал вчера. И когда я узнал, что это, оказывается, согласно индуистским мифам, порождение от связи «бога» Ваю с обезъяной, и потому этот “бог” обезъяноголовый, и являлся “боевым предводителем армии обезъян”, то мне ещё больше стало жалко мою вчерашнюю собеседницу. Променять Христа вот на это…

На экскурсии, конечно, больше всего впечатлили старые католические храмы в Олд Гоа.

Португальцы захватили Гоа в день памяти святой великомученицы Екатерины и считали, что своей победой обязаны ей, поэтому самый большой в Азии католический собор находится здесь и посвящён этой святой. А в соседнем соборе хранятся нетленные останки знаменитого католического миссионера Азии Франциска Ксавьера. Гроб находится высоко, но рядом размещены фотографии различных частей этих “мощей”. Лицо как у мумии, одна рука довольно сильно истлела, а ноги сохранились удивительно хорошо. Это тоже показывает, что в Азии аргументы истинности Православия от чудес сами по себе достаточными не будут, так как здесь чудес хватает и у индусов и у католиков. На многих русских случай Ксавьера производит большое впечатление, далеко не все знают, что нетление бывает не только от Бога, и не всегда является добрым знаком – например, в афонской традиции неистление останков монаха после смерти считается признаком того, что он не угоден Богу и является нераскаянным грешником.

Во время поездки в Гоа было несколько удивительных стечений обстоятельств, в которых чувствовалась рука Божия. Например, в одном из магазинов мы неожиданно встретились с семьёй русских, которые от нас узнали о наших встречах, и в последующие дни посетили беседу, а затем ещё виделись со мной, и с главой семейства у нас состоялся очень интересный разговор.

Другой случай был во время экскурсии, когда я и мои спутники решили посетить храм Сиро-маланкарской Церкви. Основная часть её прихожан живёт в соседнем штате на Юге, но многие переехали в Гоа работать, и для них несколько лет назад был построен этот храм. Из четырёх икон, висевших в храме, три были греко-православными. Оказалось, что в этот день они отмечали день памяти святого великомученика Георгия по своему календарю. Узнав, что я из Русской Православной Церкви и что меня зовут Георгий, маланкарцы очень вдохновились, и, к моему изумлению, пригласили меня произнести краткое слово для прихожан, которых было более сотни.

Я представился, поздравил людей с праздником, и сказал, во-первых, что превыше всего в жизни для нас должна быть истина, ибо Христос сказал: “Я есмь истина”. Итак, мы должны искать истину и держаться её. Во-вторых, я сказал, что именно вера в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека может привести нас на небо. Поскольку я говорил перед монофизитами, то счёл необходимым хотя бы таким ненавязчивым образом засвидетельствовать им о двух природах в Господе Иисусе.

Уже потом, когда я вышел и стоял у входа в этот храм, и думал, действительно ли современные простые маланкарцы вроде этих знают такие нюансы своего учения, ко мне подошёл один пожилой прихожанин и стал говорить: “мы верим, что во Христе одна природа”, и про «ошибку Халкидонского собора». На что я возразил: “во Христе две природы, ибо Он истинный Бог и истинный Человек”, а про себя подумал, что распространенное мнение, что будто бы члены этих монофизитских Церквей уже давно по вере не монофизиты и разделение есть лишь историческое недоразумение, на самом деле не подтверждаются действительностью. Они знают своё вероучение, знают его отличие от Православия и, к сожалению, дорожат этим отличием.

Мумбаи

На два дня я отправился на север, в соседний штат, где по приглашению генерального консула, посетил консульство Российской Федерации в г. Мумбаи 9 мая. Я возгласил вечную память воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны, а также провёл небольшую беседу о православной вере для желающих. В начале ХХ века в г. Мумбаи (прежнее название – Бомбей) на территории русского консульства была православная часовня, которая, однако, до наших дней не сохранилась. Из русских, пришедших на встречу, многие делились своей надеждой на то, что в будущем присутствие Русской Православной Церкви в этом городе будет восстановлено, и у них появится возможность вести полноценную церковную жизнь. Позднее я случайно встретился с живущей здесь сербкой, которая также говорила, что очень нуждается в том, чтобы появилась православная церковь и служба.

Когда всё видишь своими глазами, действительно становится жаль, что до сих пор нет православного прихода ни в этом огромнейшем двадцатимиллионном городе, ни в Гоа, при том, что и со стороны консульства в Мумбаи можно видеть полное понимание и поддержку в этом вопросе.

10 мая один из работников нашего консульства провёл для меня великолепную экскурсию по Мумбаи, а также свозил на о. Элефанту – главную местную туристическую достопримечательность.

Здесь расположены древние пещерные капища V-VII веков. Видно, сколь много древние индусы постарались, высекая из камня колонны и идолов. Античный скептик Лукиан в своё время высмеивал египетскую религию, в которой скрывались в самой священной части великолепнейших храмов животные – кошки, козы и т.п. Интересно, что бы он сказал про эти индуские храмы, в которых на самом почётном месте стоят доныне почитаемые лингамы – стилизованные изображения полового члена как символ “бога” Шивы? Глядя на других идолов, которых время лишило рук и ног, вспоминал слова Писания про ложных богов, которые сами бессильны себе помочь. К слову, интересно было узнать, что не только в христианском Гоа, но и в индуистском Мумбаи в некоторых ресторанах можно вполне легально поесть блюда из “священной” коровы.

Индуизм

На обратном пути я спросил своего спутника про тех наших русских, которые увлекаются индуизмом и приезжают сюда за соответствующим мистическим опытом. Он сказал, что здесь действительно немало таких, но все известные ему случаи людей, испытавших какие-то индуистские видения и откровения, происходили на фоне употребления наркотиков. Некоторые даже сходят с ума и попадают в индийские дома сумасшедших. Среди прочих примеров я услышал историю про парня, называвшего себя “Большим Спектральным Орлом”. Он “ментально летал в Гималаи”, а затем вполне физически сломал поклонный христианский крест в Гоа, за что и был арестован.

Это же я потом услышал и от одного из гидов в Гоа – что сто процентов известных ей людей, увлекающихся индуизмом и переживших будто бы какой-то религиозный опыт общения с тем или иным «богом», этот опыт получали и получают на фоне употребления наркотиков.

Лично я всё равно допускаю, что некоторые из прельщённых людей могут здесь видеть видения и тому подобное и без употребления наркотиков, просто под воздействием бесов, но нельзя и игнорировать приведённое выше свидетельство людей, многие годы живущих и работающих здесь.

К слову, кто-то из гидов рассказывал также, что многие индусы, оказывается, боятся знака креста или крестного знамения, если оно совершается в их сторону.

На наших туристов, приезжающих сюда, индийская религиозная культура оказывает немалое влияние, особенно через гидов, среди которых немало увлекающихся индуизмом, превращающих экскурсии в проповеди, и призывающих людей принимать участие в различных языческих и суеверных обрядах. Думаю, что и в этой области многое изменилось бы к лучшему с появлением в Гоа православного храма и священника. Конечно, вряд ли это повлияет на «упёртых», но на многих колеблющихся – безусловно.

Служба

12 мая в нашу временную домовую часовню в прибрежном поселке Колва прибыли все те, кто так ждал первой литургии в этих краях. Желающие смогли исповедоваться и причаститься. Хора с нами не было, так что мы с отцом Алексеем постарались организовать службу так, чтобы сами люди пели простые части службы, и по-очереди читали молитвы на запричастных. Видно было, что для кого-то такое участие в службе впервые в жизни, многие волновались, но никто не отказывался. По милости Божией служба прошла очень хорошо и принесла легкое и светлое чувство.

Присутствовал также один гоанец-католик, женатый на русской. Не понимая церковнославянского, он, тем не менее, как свеча простоял всю службу, крестился по-православному, подошёл в конце приложился ко кресту, взял просфору. А затем признался, что «православная месса» произвела на него огромное впечатление, что во время неё он почувствовал как ум его меняется, и ощутил, что он счастлив. Видимо, желая этим поделиться, он попросил разрешения привести в нашу часовню свою маму и привёл её, пожилую католичку, с которой мы немножко побеседовали на общие темы и подарили православные иконочки. Удивительно, как Господь всё устраивает.

Кому открывается истина?

Позднее в этот день я пообщался и с одним индусом, который тоже женат на русской. От него удалось узнать некоторые любопытные факты о католическом и протестантском миссионерстве в Индии. Например, он говорит, что знаменитая мать Тереза давала понять больным, что поможет им только при условии принятия ими католичества, и об этом будто бы все знают в Индии и поэтому не уважают её. Возможно, это просто «индусская пропаганда», но, быть может, есть здесь и отголосок каких-то реалий, не отражённых в созданном на Западе образе этой женщины.

Мой собеседник сообщил, что сейчас и протестанты так проповедуют, в том числе среди индийских католиков, предлагая им помощь в обмен на принятие веры, и что будто бы те, кто переходит из католицизма в протестантизм, должны при этом наступить ногами на икону Божией Матери. Я с удивлением переспросил, действительно ли это происходит в наши дни, и он подтвердил, что такое происходит сейчас, но не в крупных городах, а в бедных деревнях.

Интересно также было узнать индуистскую интерпретацию факта сохранности останков Франциска
Ксавьера, который местными католиками однозначно воспринимается как чудо Божие. Индусы же говорят, что будто бы когда Ксавьер высадился в этих местах, некий брамин проклял его и обрызгал особой заговорённой водой, и вот как результат этого проклятия тело Ксавьера не может разложиться и быть погребено как тела других людей.

На мои слова о том, что истина открывается только тем, для кого она в сердце стоит на первом месте, мой индийский собеседник сообщил, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить, что для него самое главное, он назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила, что, по её наблюдениям, это утверждение вполне справедливо. Тогда я сказал, что в этом – ответ на заданный ранее ею вопрос о том, почему в Индии христианство не распространилось широко, хотя оно присутствует здесь ещё со времён апостола Фомы. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

>>>Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии

Впрочем, святитель Николай Сербский, посещавший Индию и очень полюбивший индийцев, выражал надежду, что некогда они обратятся в Православие, и именно Православие принесёт им освобождение от всего того, что мучает Индию до сего дня, как и всех, кто живёт без Христа. Дай Бог, чтобы это действительно когда-нибудь состоялось. К сожалению, как отмечал ещё святитель Николай Сербский, католики и протестанты очень дискредитировали христианское миссионерство в глазах местных жителей, и сейчас оно даже официально запрещено почти во всех штатах Индии.

В последний вечер я уже позволил себе немного отдохнуть и просто прогуляться по посёлку, а отец Алексей до ночи общался с людьми, пришедшими на прощальный ужин. Думаю, столь продолжительное и глубокое общение со священником в неформальной обстановке для них многое значило.

Работа над ошибками

Нужно признать, в организации нашей поездки было много недочётов. Например, неудачное время поездки, – сезон закончился и большинство тех, кто здесь работает и живёт сезонно, уже уехали; неудачный выбор места, – наша временная часовня располагалась на Юге, в результате чего Север Гоа был охвачен очень слабо, мало кого там оповестили, а из тех, кто узнал, мало кто смог добраться, так как ехать всё-таки далеко и долго. Лучше было бы служить в Центре, в Панджиме, куда легко добраться как с Севера, так и с Юга Гоа; недочётом была и слабая информационная подготовка, – многие о нашем приезде, беседах, службах, узнали уже после того, как они произошли.

Тем не менее, наш краткий приезд и богослужение стало обсуждаемым событием среди русскоязычных, связанных с Гоа, в том числе и тех, которые не пришли на службы и беседы. Многим эта поездка помогла укрепиться в вере, некоторым позволила познакомиться с Православием, кого-то подтолкнула сделать первые шаги к Богу.

Конечно, каких-то действительно серьёзных вещей с помощью таких поездок не добиться – значимые результаты возможны только при долгой и постоянной работе, проводимой опытным священником, живущим здесь, вместе со своей паствой. Но создание приходов и строительство храмов – в руках Божиих, а мы просто постарались помочь тем немногим, что в наших силах, и что люди просили от нас. И лично я воспринимаю своё участие в этой поездке как милость Божию ко мне, как дар, за который я благодарен Богу. Она доставила мне большую радость.

Хочется от души сказать спасибо рабам Божиим Елене, Антону и Юрию, благодаря помощи которых эта поездка стала возможной, а также отметить организационную поддержку со стороны Православного миссионерского общества имени прп. Серапиона Кожеозерского. Большое спасибо генеральному консулу Алексею Алексеевичу Новикову и всем, кто столь радушно встречал нас в Гоа и Мумбаи. И спасибо отцу Даниилу Сысоеву, – в процессе подготовки, при внутренних колебаниях относительно моего участия в этой поездке, чашу весов склонило воспоминание о том нашем разговоре.

Диакон Георгий Максимов

Фото Юлии Маковейчук и из открытых источников интернета

В Индию и Непал по следам апостола Фомы…

Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии

И хотя историки могут продолжать высказывать сомнения, нельзя не учитывать очевидных фактов

Православие для всех и очень разных

Около 300 человек 20-ти национальностей постоянно посещают храм святителя Николая Мирликийского в Амстердаме