Вся наша жизнь – готовность к старту в небо

В день Вознесения Господня о смысле праздника размышляет протоиерей Игорь Прекуп
Протоиерей Игорь Прекуп

Протоиерей Игорь Прекуп

Протодиакон Андрей Кураев неоднократно в своих беседах обращал внимание на особенность греко-славянского концепта, выражаемого русским словом «человек» и греческим «ἄνθρωπος» <анфропос> (здесь и далее – транскрипция по Рейхлину): чело, устремленное к небу, к вечности.

В отличие от еврейско-латинского концепта, связывающего человека с его происхождением от земли (в библейском сознании Адам (אדם) – это и: 1) человек как таковой; 2) первый человек Адам; 3) человечество в целом от Адама до последнего его потомка, имеющего родиться в будущем – происходит от евр. אדמה <адама> – земля, а латинское homo (человек) – от humus (земля)), греко-славянский концепт акцентирует внимание на возвышающем, небесном призвании человека: хотя этимология слова ἄνθρωπος не вполне ясна, мы находим допустимым предположить, что оно состоит или из наречного предлога ἀνά <ана>, указывающего на устремленность, движение вверх, аналогичное русскому воз (ἀνάστᾰσις <анастасис> – вставание с места, выселение, восстание, пробуждение от сна, воскресение из мертвых; ἀναβαίνω <анавэно> – восходить, подниматься (на что- или куда-либо), возрастать, возвышаться; ἀνατέλλο <анатэлло> – восходить (о солнце, звездах и т.д.); ἀναβάλλω <анавалло> – бросать вверх, вскидывать) или же корень ἄνθρ– <анфр> происходит от ἀνήρ <анир> – мужчина. А второй корень – ὠπός <опос> – от ὤψ <опс> – взгляд, вид, лицо.

Хотя, как отмечает Д. Щедровицкий, буквальный «смысл слова „адам“ связан с красноватым („эдом“) цветом „глинистой почвы“ („адама“), из которой он создан, т.е. с красным цветом его крови, плоти, внутренних органов», однако, в самом этом слове, в самом имени нашего праотца уже содержится указание на небесное призвание человека. И вот, почему.

Он сотворен по Божиему образу (צלם <целем> – по-древнееврейски «образ», «изображение») и подобию (דמות <демут> – «подобие», «сходство»), а слово демут, как отмечает Д. Щедровицкий, «происходит от глагола „дама“ – „быть ровным“, „уподобляться“, „сходствовать“. Само слово אדם <адам> – „человек“ – сходно по звучанию с формой этого глагола „адамэ“ – „я уподоблю“, что указывает на замысел постепенного развития и воспитания человека для уподобления его Богу. Для этого нужно „выровнять“ (тот же глагол „дама“) неровности его внутренней жизни».

Получается, что в слове אדם <адам> нерасторжимо переплетено два смысла: и материальное происхождение человека от персти земной, и призвание к богоуподоблению на основе неизгладимо пребывающего в нем образа Божия.

1237981079

Само положение человека, стоящего на земле – это уже образ вознесения телесного к небесам. Если всмотреться, вдуматься, человек ведь касается земли сравнительно малым участком своего тела, которое как бы устремлено ввысь.

Отцы учат относиться к миру дольнему как к иконе мира горнего. Вот человек двигающийся, стоящий – такая икона. Головой, символизирующей разум (насколько ее содержимое соответствует ожиданиям – другой вопрос), он тянется ввысь, как бы стремясь постичь небесную истину, приобрести благодатный разум, высшую, святую боговдохновенную мудрость.

И только двумя стопами упирается в землю, преодолевая ее притяжение, удерживая равновесие, сохраняя достойное положение тела, не позволяя ему унизиться в падении, стараясь даже не споткнуться и не поскользнуться.

Земля притягивает свое, и человек с младенчества учится считаться с законами физики, в т.ч. и с законом притяжения, но считаясь, не раболепствует. Сначала ползком, потом на четвереньки, затем осторожно на ножки, ничего, что падаем, встаем и – дальше… Так и привыкает человек сохранять достойное положение тела, делая все от него зависящее, чтобы законы природы не только не препятствовали ему в достижении поставленных целей, но, по возможности, еще и служили ему.

Смотрящий вверх, устремленный умом в небеса, а стопами плотно прижатый к земле, человек, словно сам себе напоминает и о своей органичной связи с землей (адама) – почвой из которой он взят, т.е. со всей природой – и о своей устремленности к небесному Отечеству, ибо «наше жительство – на небесах» (Флп. 3; 20). Как пишет свт. Феофан Затворник: «Житие, πολίτευμα, — гражданство, отечество, наш город вышний Иерусалим. Туда стремиться надо, туда готовиться, к тамошним законам и нравам привыкать, а не о земном мудрствовать. Πολίτευμα — значит еще и образ жизни и занятий, как говорят: его вся жизнь в том-то или том-то, чтоб означить, что он тем только и занят. Небом надо нам быть занятым, там сердцем быть, там мыслями; там да будет сокровище наше, там и все надежды наши. Мы стоим в совершенной противоположности с теми, кои не поднимаются выше земли».

obj1_img8-600x400

Вся наша жизнь – как бы готовность на старте. И тело наше, его естественное положение, даже сидя, но все же устремляясь головой вверх – как бы свидетельство этой готовности. Однако мы знаем и о другой готовности. Когда-нибудь humus возьмет свое, освободив душу в ее «стремлении домой». На время, потому что אדמה (адама) должна принять в себя тленное тело ветхого адама, чтобы в День Господень оно, воссоединившись с душой, восстало нетленное в Новом Адаме – Иисусе Христе, Который был «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле… со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный», а спустя сорок дней после Своего Воскресения «стартовал» от нас, привлекая всех к себе, согласно сказанному Им: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12; 32).

«Привлеку, говорит Он, так как их держит тиран и сами по себе они не могут прийти и освободиться из его рук, потому что он не пускает их», – толкует слова Господни свт. Иоанн Златоуст. Вспомним, что Вознесению во славе, предшествовало Его вознесение крестное, в котором Он и привлек всех, принося искупительную жертву за весь мир, за всех нас. Это путь. Наш путь. Через вознесение крестное – к славному совоскресению и совознесению со Христом.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: