Хроники Чукотской епархии

Как уже ранее сообщалось, после запрета в служении и отстранения от управления епархией епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), временно управляющим Чукотсткой епархией   был назначен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Вместе с архиепископом Марком с целью возобновления богослужебной жизни в храмах Чукотки прибыла группа священнослужителей, в состав которой входит иеромонах Агафангел (Белых), сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата. Сегодня в телефонном разговоре отец Агафангел ответил на вопросы редакции портала «Православие и мир» о ситуации в Чукотской епархии.

и. А.- Сегодня утром, как обычно, отслужили литургию. Идет передача дел, со скрипом, довольно медленно. Вчера передающая сторона – работники епархии – вызвали милицию. В присутствии милиции и понятых нам были переданы бумаги и все дела епархии. Потихоньку налаживается нормальная жизнь, ежедневно совершаются богослужения в кафедральном соборе. Меня назначили исполняющим обязанности настоятеля Преображенского храма, где богослужения совершаются по воскресным дням, великим и двунадесятым праздникам.

– А много ли народу приходит на службы?

и. А. – Народу мало, в среднем 5-10 человек. Но, как нам объяснили местные жители, больше народу здесь на службе и прежде не было. Храмы здесь не заполнялись никогда. Потому что, с одной стороны, население здесь довольно немногочисленно, а, с другой, действовала довольно жесткая политика духовенства в отношении того, кому и как в храм заходить нельзя, кому – можно.

– В чем выражалась эта политика?

– Например, жесткие требования юбок для женщин, в том числе и для представительниц народов, у которых такая форма одежды вообще не принята – чукчей, эскимосов. В кафедральном соборе здесь довольно холодно зимой, он деревянный. Был случай – об этом мне рассказали представители местного духовенства – когда дети из школы вместе с учителями пришли в храм. Им сделали замечание насчет одежды, детей вынуждены были увести, и больше они в храм не приходили.

Если в теплых регионах еще можно требовать от людей соблюдения какой-то формы одежды, то здесь это невыполнимое требование, которое очень многих людей от храма отвращает.

– Какой в разных районах Чукотской епархии национальный и социальный состав прихожан?

– В Чукотском районе – это крайний восток – чукчей и эскимосов 80%. Крещеных среди них немало. Даже из полностью чукотских сел, где сохраняют национальную культуру и говорят на чукотском языке, довольно много людей приходит на службы. Как правило, их вообще не волнуют проблемы, связанные с владыкой Диомидом. Именно на такие отдаленные приходы – Певек, Лаврентия, Эгвекинот – были сосланы все образованные священники, не разделяющие взглядов епископа Диомида.

Как я уже писал в своем блоге, под «Обращением православных христиан Чукотки» в поддержку епископа Диомида подписалось 0.26% населения Чукотки. Если по самым пессимистическим подсчётам доля православных граждан России колеблется между 2% и 4%, то простая арифметическая операция подсказывает, что на Чукотке должно быть не менее 1000-1500 воцерковлённых жителей округа. Думаю что так и есть, но почему же опального архиерея поддерживает лишь такая малочисленная, но очень шумная группка, смело заявляющая от “всех православных христиан”?

– Как обстоят дела в храмах Чукотки с православной литературой, газетами, журналами?

– Из всех храмов города Анадыря были изъяты запрещенные Синодом газеты «Дух христианина», «Пасха Третьего Рима», журнал «Первый и Последний». До запрета епископа Диомида в служении и его отстранения от управления епархией во всех храмах Чукотки за свечными ящиками, на лотках лежали только эти издания. Сейчас в каждом храме лежат последние номера журналов «Фома» и «Нескучный сад», их можно брать бесплатно, это благотворительная акция редакций.

С иеромонахом Агафангелом (Белых) беседовала Ольга Курова

Читайте также:

Епископ Егорьевский Марк: Сознательных сторонников епископа Диомида – единицы

Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским

В чем причина противостояния некоторых представителей клира и мирян Священноначалию

Священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес): “Ложная религиозность опаснее прямого и честного неверия”

Чукотская епархия: Прибытие архиепископа Марка, спешный отъезд епископа Диомида

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: