Малышам вслух читают почти все – это норма, естественное положение вещей. Но вот малыш начинает подрастать, учится читать сам, идет в школу, и лет в восемь-девять может услышать: «Все, читай сам, большой уже!»

Казалось бы, для чего читать вслух подростку? Оказывается, иногда это бывает необходимо. Почему – отвечают педагог, психолог и писатели, которые пишут для подростков. 

У ребенка есть право не дочитывать книгу

Ирина Лукьянова, писатель, педагог

Ирина Лукьянова

Так получилось, что мой старший ребенок, дочка, не очень хорошо читала. У нее были трудности с распознаванием зрительной информации, и чтение для нее довольно долго было мучением. Поэтому я ей сама читала вслух. Она спрашивала: «Мама, почему, когда я сама читаю, мне не интересно, а когда ты мне читаешь, мне интересно?» 

На этот вопрос у меня есть ответ: когда ребенок читает сам, а чтение еще не автоматизировалось, много усилий уходит просто на понимание – на удовольствие сил уже не остается. Чтение – это очень сложный процесс: сначала надо прочитать и узнать буквы, буквы отождествить с каким-то звучанием, составить из этих букв слова, понять их значение, соединить все слова друг с другом и составить из них предложения, из которых уже извлекается некий смысл. Если у ребенка на каком-то из этих этапов есть затруднения, то ему невероятно тяжело добраться до того этапа, когда он начинает за этим частоколом букв видеть живую картинку, говорящих персонажей.

А чтение вслух дает возможность быстро воспринять и понять текст: если у человека все в порядке со слуховым восприятием, то он не тратит свои силы на эту дешифровку информации. Для людей, изучающих детское чтение, уже давным-давно не секрет, что ребенок может понять гораздо более сложные книги, чем способен прочитать сам. Первоклассник начинает читать с «Мама мыла раму» – но это далеко не предел его умственных способностей. Вслух детям можно прочитать более сложные для чтения – и более адекватные для их возраста тексты, чем те, которые им предлагаются для самостоятельного чтения. 

В работе американских исследователей я читала, что чтение полностью автоматизируется к 13 годам. Поэтому вряд ли стоит говорить ребенку: «Да ты уже здоровый парень, тебе 8 лет, читай сам. Ты же умеешь». Чтение может пока быть для него пыткой, а разве эту задачу мы ставим перед собой – пытать ребенка чтением и добиться, чтобы он его возненавидел? А я регулярно слышу истории о младших школьниках, которые до такой степени не хотят, ненавидят читать, что с ревом убегают, когда их пытаются посадить за книгу прочитать одну, две, три страницы. И вот здесь как раз тоже может помочь чтение вслух.

Чтение вслух сближает людей: им вместе хорошо, они вместе занимаются хорошим делом, им уютно и приятно. Их взаимодействие безопасно: ребенок не ждет, что его сейчас начнут воспитывать. Он может с мамой обсуждать не себя, свой школьный день, своих друзей – а здесь всегда есть какая-то опасность, что родители начнут его оценивать и указывать, как правильно, – он может обсуждать литературных героев, а на примере литературных героев он может обсудить целую кучу вопросов, которые вообще не попадали в поле взаимодействия родителя с ребенком, о которых им никогда не приходило в голову поговорить. В этом смысле книга ценна не только сама по себе, но и как повод для разговора. 

А если мы в семье друг с другом не разговариваем, то зачем мы вместе? Если нам неприятно друг с другом общаться – почему эта семья называется семьей?

Еще мне доводилось читать очень любопытное исследование, которое, правда, касается детей младшего возраста. Американские ученые изучали, когда формируется разрыв, который мешает учиться в школе детям из социально неблагополучных семей и заставляет их отставать от сверстников из семей более благополучных. Оказалось, он закладывается уже к двухлетнему возрасту, и зависит он от того, как родители взаимодействуют с детьми. 

Более образованные родители, даже если проводят с ребенком в целом меньше времени, больше и адекватнее с ним разговаривают. Именно разговаривают, а не дают указания, чаще негативные: «не лезь», «не делай», «замолчи», «отстань» и так далее. Они взаимодействуют с ним, направляют, больше отвечают на его вопросы и отвечают конструктивнее. То есть на вопрос «почему» отвечают не «по кочану», а на самом деле объясняют, почему. Они понимают, зачем им этот ребенок, что они от него хотят, и не относятся к нему, как к какой-то занудной повинности. В итоге получается, что к началу школы ребенок из благополучной семьи слышал на миллион слов больше, чем его сверстник из семьи неблагополучной – просто потому, что с ним разговаривали. Именно поэтому он лучше говорит, быстрее думает, лучше читает и считает, лучше взаимодействует с учителем, лучше приспособлен к жизни в обществе, у него меньше склонностей решать конфликты силой. 

«Ежик добрый, а не злой» – опасны ли для детской психики современные книги
Подробнее

При этом исследователи заметили одну интересную вещь: мамы из социально неблагополучных семей, когда садятся со своими детьми читать, начинают себя вести точно так же, как мамы из благополучных семей. Они начинают вместе с ребенком взаимодействовать, у них появляются совместные действия, адекватные ответы на вопросы. Они начинают ребенка поощрять: посмотри, что здесь нарисовано на картинках, а это что? А это котик? Как он говорит? Фактически они начинают выполнять свои родительские обязанности и дают своему ребенку тот абсолютно необходимый для него материал, который когда-нибудь потом, когда он выйдет на рынок труда, обернется для него конкурентным преимуществом. 

Хочешь дать своим детям самое лучшее – это не значит начать копить деньги на репетиторов с рождения или на платное обучение, это значит – прямо сейчас, пока он еще маленький, читать с ним книжки и разговаривать по-человечески.

Еще это расширение круга чтения: мама выберет книжку, которую ребенок вряд ли выберет сам. Когда своих школьников спрашиваю, кто им советует книжки, родители всегда на первом месте. Потом уже друзья, библиотекарь, соцсети, блоги и так далее. 

Любому ребенку очень важно родительское внимание, взаимодействие с родителями, ему очень важно понимать, что родителям до него есть дело. Но чтение не должно превращаться в идею фикс, становиться частью материнской педагогической лихорадки – это должно быть дело, которое приятно им обоим. 

Как выбирать книги

Важно следить за детской литературой, а не ограничиваться тем, что мы сами читали в детстве. 

  1. Подписаться на хорошие телеграм-каналы или на интересные блоги о книжках. Например, хорош книжный блог Евгении Шафферт в фейсбуке «Читает Шафферт», она регулярно делает обзоры новых книжек. Есть телеграм-канал «Она же девочка» у Ольги Лишиной, там она рассказывает про книжки, где главные герои – девочки, интересные блоги – «Книжный Лис», «Grownups Not Only» и другие.
  2. Важно и следить за литературными премиями. У нас их, самых больших, три – имени Михалкова, имени Крапивина и «Книгуру». Есть своя премия – «Новая детская книга» – у издательства «Росмэн». Если человек попадал в число лауреатов, скорее всего, у него есть что-то достойное, заслуживающее внимания. 
  3. Следить за новинками издательств. Есть замечательные небольшие детские издательства, известные тем, что издают хорошую качественную детскую литературу – «Самокат», «Розовый жираф», «Белая ворона», «Настя и Никита», «Поляндрия», «КомпасГид», «Clever», «Пешком в историю», «Волчок» и другие. У больших издательств, которые издают массовую литературу, тоже есть свои имиджевые хорошие проекты, которые они выпускают не для того, чтобы кассу сделать, а для того, чтобы самим нравилось. 
  4. Каждый год Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара выпускает каталог «100 лучших новых книг для детей и подростков» – имеет смысл с ним ознакомиться. Для этого даже не надо ехать в библиотеку, каталог выкладывают на ее сайте. 
  5. Хорошие списки для летнего чтения (но не обязательно летнего), составленные лучшими преподавателями литературы, можно найти на сайте Гильдии словесников.

Не обязательно становиться суперпрофи в области детского чтения, но следить за тем, как развивается литература, надо. Родителям очень часто кажется: «Мы купим детям старые добрые книжки, которые сами читали в детстве, и им несомненно это понравится». А им может и не понравиться. 

Дети могут, например, совсем не проникнуться «Айвенго», зато с удовольствием читать «Всадника без головы». А могут забраковать и то, и это. Нельзя наверняка понять, на что они западут, а на что нет. Остается пробовать и пробовать. Не пошла одна книга, пойдет другая. Но не надо пытать ребенка книгой, если он говорит: «Мне не нравится, не буду дочитывать». «У ребенка есть право не дочитывать книгу», – справедливо заметил Даниэль Пеннак.

В книгах нет конкретных ответов

Надежда Челомова, психолог, библиотерапевт

Надежда Челомова

Когда родитель читает подросшему ребенку на ночь – замечательно: это и поддержка эмоционального контакта с ребенком, и общие темы для разговора, и общие мысли, которые можно обсудить. Хорошо, если в семье сложилась и продолжается такая традиция. Но не всем детям, хорошо умеющим читать, это может подойти – кому-то станет неинтересно. 

Мне кажется, не обязательно продолжать читать ребенку на ночь до совершеннолетия. Важнее, чтобы книга присутствовала в жизни родителей и детей. Хорошо, если книгу, которую ребенок прочел сам, потом он будет обсуждать вместе с родителями, так что важно, чтобы родители ее тоже прочитали. И даже если родители уже не читают вслух, книга все равно становится некоторой посредницей между ребенком и родителем, когда есть возможность о чем-то вместе подумать, вместе обсудить, поговорить, что понравилось, что не понравилось. 

Библиотерапия – поддержка и помощь человеку, поиск ответов на вопросы, попытка решения проблем с помощью специально подобранных книг, то есть на такую тематику, которая отвечает запросам человека. Для подростков это вопросы отношений, дружбы, поиска себя. Есть много книг, которые могут об этом рассказать. 

Библиотерапия – это не навязывание какого-то конкретного пути, потому что в книге нет конкретных ответов – пойди туда и сделай то. Это возможность поразмышлять вместе и понять: как я сам(а) бы поступил(а) в этот момент. У нас есть возможность обсудить не конкретно поведение моего ребенка-подростка, а героя книги, тем самым мы смягчаем болезненный момент, который может вызвать агрессию у ребенка.

Даже если посмотреть список школьной программы по литературе, скажем, за пятый класс, там много произведений, которые современным детям могут быть непонятны. Обсуждение этих произведений тоже дает возможность делиться своим опытом родителю. 

Подбираем книги

Одна из первых рекомендаций – книги про Гарри Поттера. Там и дружба, и преодоление сложностей, принятие решений, и первая влюбленность. 

«Приключения Тома Сойера», «Робинзон Крузо» – эти книги могут казаться детям немного устаревшими, но это нормально и как раз дает возможность рассказать, почему все происходит именно так. 

Ковчег времени, «Мортал комбат» и рецепт войны. 30 лучших новых книг для детей и подростков
Подробнее

Отдельный жанр для подростков – young-adult. Особенно мне нравится скандинавский young-adult: авторы пишут очень много на разные социальные темы. Про поиск друзей, про поиск отношений, про учебу, про отношения с родителями, про смерть, про болезнь, про переживание одиночества. У нас тоже есть замечательные книги в этом жанре. Авторы умеют выстраивать очень честный разговор с подростком так, что потом можно обсудить, поговорить. Когда ребенок понимает, что родитель тоже заинтересованно читает те же книги, что и он, – это помогает выстраиванию доверия.

Подросток не всегда может подойти к родителям с каким-то вопросом. И даже если родители замечают, в чем может быть проблема, тоже не всегда бывает просто подойти и начать об этом с ребенком говорить. Но как раз можно посоветовать ребенку книгу на такую тему, и у него появится ощущение, что кто-то такое уже проживал, даже если это художественный герой, и об этом герое можно поговорить с родителями. 

Другие произведения

  1. Мария Парр – «Вратарь и море», это у нее из недавнего; «Вафельное сердце», все остальные произведения.
  2. Фрида Нильсонистории про Хедвиг.
  3. Мони Нильсон-Брэнстрем – истории про Цацики.
  4. Мик Китсон – «Меня зовут Сол» (но она для тех, кто постарше; как раз на очень социальную тему).
  5. Мари-Од Мюррай – «Спаситель и сын».
  6. Тамара Михеева – все написанные книги.
  7. Елена Соковенина – почти все, наверно.
  8. Джо Уолтон – «Среди других» (про одиночество, поиск себя, дружбу).

Отдельно хотела сказать про жанр комиксов. Существует стереотип, что комиксы – это только что-то сугубо детское. Но это не так, комиксы есть и для подростков, и для взрослых, причем на весьма важные темы. 

Есть очень много комиксов, которые рассказывают, например, о трагических моментах истории. Так, «Маус» Арта Шпигельмана, лауреата Пулитцеровской премии, рассказ о Холокосте в виде комикса. Я привела этот пример, чтобы развеять стереотипы о комиксах, но рекомендовать читать его подросткам не стала бы, это чтение для более взрослых. 

Для подростков есть много комиксов, например, о равенстве мужчины и женщины. Во многих книгах из школьной программы роль женщины сводится к тому, что она сидит дома, выходит замуж и все свои силы тратит только на создание домашнего уюта. Сейчас есть много современных книг и комиксов, где показаны разные роли женщины. 

Возвращаясь к идее комиксов – сама идея того, что сюжет показан в картинках, особенно если иллюстрации качественные, в которых есть и текст, – расширяет границы фантазии, воображения, а не упрощает, вопреки опять же стереотипному мнению. Рассматривая качественные комиксы, ребенок и сам захочет рисовать. 

В конце урока 15 минут читаем Стругацких

Андрей Жвалевский, писатель

Андрей Жвалевский

Чтение вслух и дошкольникам, и школьникам, даже старшеклассникам – это способ коммуникации, способ общения. Иногда – способ поговорить на какую-то непростую тему, про которую в лоб не скажешь: «А теперь давай об этом поговорим». Поэтому можно взять книгу, где что-то подобное написано, и почитать про постороннего человека, может быть, что-то обсудить, ответить на какие-то вопросы. Темы могут быть и самые непростые – смерть, болезнь, инвалидность, и более понятные – взросление, школьная травля…

Даже если просто почитать – это тоже способ коммуникации. Кроме того, дети и подростки очень четко реагируют на наши интонации. Чтение вслух – это иногда способ, причем подсознательный, рассказать ребенку, кто ты такой, что для тебя страшно, что важно, что тебя не напрягает, о чем ты готов говорить, а о чем не очень. 

Есть одно важное отличие между чтением для дошкольников, младших школьников и чтением для подростков. Подростки в силу природы своей в какой-то момент родителей отодвигают – это стадия взросления. У меня с моей 13-летней дочкой прекрасные отношения, мы все рассказываем друг другу, она может говорить со мной на любую тему. Но, когда я говорю, например: «Кристина, вот прекрасная книжка Юлии Кузнецовой «Где папа?», давай ты ее почитаешь?», она вроде и соглашается, но когда-нибудь потом. 

Через две недели она приходит из библиотеки, притаскивает стопку книг, где верхняя – это «Где папа?» Юлии Кузнецовой – предложила библиотекарь.

Из моего опыта – подростки начинают с интересом слушать чтение вслух, идущее от другого уважаемого взрослого, например, от учителя. Я знаю таких учителей, например, химиков, которые говорят: «Так, ребята, если мы сегодня всю программу урока пройдем за полчаса, в конце 15 минут мы читаем Стругацких». И эти подростки, которые, конечно, могут Стругацких сто раз скачать, сами почитать, во-первых, очень хорошо занимаются химией, они за полчаса проходят всю программу урока, во-вторых, в конце раскрыв рот слушают вот этих самых Стругацких, потому что им читает значимый для них взрослый учитель. 

Я даже не знаю, обсуждают они это потом или не обсуждают. Между собой, скорее всего, обсуждают, с учителем нет. Но все равно это очень важный акт, который показывает, что мы вместе занимаемся общим, интересным для нас делом. 

Растим прирожденного читателя. 15 советов, как читать вместе с детьми
Подробнее

Преподавательница гуманитарной гимназии из города Выборга рассказывала, как она впервые пришла туда и увидела, что дети массово не читают. Она начала с того, что избранные куски стали читать вслух на уроках, останавливаясь на самом интересном месте. Потом появилась еще одна энтузиастка и они вдвоем превратили гимназию в читающую. 

А вот по поводу того, как все-таки выбирать родителям книги для чтения вслух, я, боюсь, не дам конкретного однозначного рецепта: здесь, мне кажется, надо каждый раз подходить индивидуально – к каждой книге и к каждому ребенку. Что-то можно предложить, не навязывая. Если начинаешь читать и как-то ребенку не идет, просто отложить.

Отдельная тема – чтение школьной программы или летнего списка чтения. Когда у моего соавтора Евгении Пастернак дочка Наташа переходила из 4-го класса в 5-й, увидела список чтения и уперлась со словами: «Я не могу это читать!» Евгения села и начала читать ей вслух. И это было полезно в том смысле, что стало понятно: 12-летнему человеку «Том Сойер» – никак не идет, для нее контекст вообще выпал полностью, ей нужно объяснять каждое слово. 

Вообще подростковый возраст – удивительная бинарная смесь: вот сейчас подросток – совершенно взрослый, все знающий, родители для него – старики, которые вообще ничего не понимают. Вдруг раз – и он перескочил в 10-летнее состояние, ему надо послушать про «Муми-троллей», и в итоге ты никогда не знаешь, с кем разговариваешь в данную минуту: с ребенком или со взрослым. Но зато это позволяет и «Муми-тролля» почитать, и книги на серьезные темы.

Слушайте в машине книги, интересные вам – дети тоже услышат

Дмитрий Емец, писатель

Дмитрий Емец

Обычно детям активно читают вслух, начиная с года. В таком возрасте читают, когда ребенок еще мало что понимает. Это эхо любви. Мне бабушка в два года читала «Капитал» Маркса и про сопротивление материалов. Пересказать я эти книги не могу и сейчас, но это были книги! И я уважал звучание ее голоса. В три года она читала мне сказки Афанасьева, а они жуткие: чего стоит один «Медведь с липовой ногой», где положительный герой мужик, который обманул медведя, отрезал у него ногу и варит из нее суп. А медведь вырезал себе липовую ногу, ходит вокруг дома и скрипит липовой ногой. Очень хорошая сказка на ночь!

Параллельно я еще много слушал пластинок. Сейчас их заменили аудиокниги – и удачно заменили, при том, что и записи с пластинок в интернете есть и никуда не пропали.

Потом мама мне очень много читала, взахлеб. Где-то к семи годам все это чтение привело к тому, что я сам зачитал активно и много – по нескольку книг каждую неделю. И мне уже больше вслух никто не читал, хотя мама рассказывала по памяти разные толстые книги, когда мы гуляли. Фантастику, в основном. Помню, что «451 градус по Фаренгейту» я в первый раз прослушал в мамином варианте, с кучей дополнительных добавлений.

«Я вложила в него душу, читала ему в утробе, а он пенек!»
Подробнее

Очень хорошая вещь – семейное обсуждение прочитанных книг. Оно и речь развивает, и одновременно можно опосредованно, не вызывая агрессии, поговорить о каких-то общих проблемах. 

Есть книги, которые подросток будет читать сам, и есть которые сам читать не будет и, может быть, не захочет слушать чтение родителей, но родителям хотелось бы, чтобы они попали в его голову. В этом случае помогает аудиосистема в машине. Когда вы едете куда-то с ребенком и сами слушаете аудиокниги, которые интересны вам, то и ребенок, получается, тоже. 

Если родитель будет читать такую книгу вслух – ребенок почувствует момент назидательности. Другое дело, если родитель действительно слушает сам, ему интересно и просто хочется поделиться с ребенком, то ребенок будет понимать – книгу родитель слушает, по большому счету, не для него, а для себя.

Еще работает, если папа маме или мама папе с восторгом что-то читает, стремясь поделиться… Подросткам, как и другим людям, нравится все, где они не усматривают непосредственного влияния на них.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: