Растим прирожденного читателя. 15 советов, как читать вместе с детьми

|
Как подружить ребенка с книгой? Читать вместе и обсуждать каждую книгу, даже если она для самых маленьких. Накануне Общероссийского Дня библиотек «Правмир» публикует 15 советов журналиста Джейсона Буга, которые научат вас интерактивному чтению. Книга «Рожденный читать» выходит этой весной в издательстве «Альпина Паблишер».

В 2013 г. в журнале Perspectives on Psychological Science было опубликовано исследование, ставшее приговором тем долгим часам, что я потратил на попытки заинтересовать свою дочурку книжками с картинками, и навсегда изменившее все мои представления о том, как следует читать детям. В статье под выразительным заголовком «Как сделать ребенка умнее» были сведены результаты восьми исследований развития детей.

Выводы ученых ошарашивали: правильное чтение вслух — интерактивное чтение — может повысить IQ вашего ребенка на шесть и более баллов. <…> Ученые установили, что чем раньше начинается интерактивное чтение, тем более выраженный эффект оно дает, и приравняли его положительное воздействие к влиянию витаминов и здорового питания.

Но тут есть принципиальный момент: мало просто накупить детям книг. Чтобы воспользоваться их развивающим потенциалом, родители должны создать для ребенка опыт именно интерактивного чтения. Роддомам следует выдавать брошюры на эту тему в комплекте с подгузниками каждой роженице, отправляющейся домой с младенцем. Мы тратим тысячи долларов на школы, репетиторов, курсы подготовки к экзаменам и учебные пособия, ничего не зная об эффективнейшем методе чтения — совершенно бесплатном подарке, который может сделать своему чаду каждый родитель, потратив на его освоение какой-то час. <…>

Что такое интерактивное чтение?

Никому из родителей не следует игнорировать этот удивительный прием, подхлестывающий интеллектуальное развитие ребенка. Чтобы узнать о нем больше, я связался с Джоном Процко, ученым из Нью-Йоркского университета, одним из авторов статьи «Как сделать ребенка умнее» (How to Make a Young Child Smarter). Процко так подытожил важнейшее открытие данного исследования:

«Интерактивное чтение не сводится к совместному времяпрепровождению ребенка и родителя за книгой, его суть — в диалоге между ребенком и книгой. В том, чтобы задавать ребенку вопросы, начинающиеся с вопросительных слов (скажем, «Почему, как ты думаешь, кролик так часто делал перерывы?»), поддерживать его интерес и побуждать не ограничиваться односложными ответами, а развернуто выражать свои мысли».

Процко проследил, как развивались приемы интерактивного чтения, начиная с доктора Гровера Уайтхерста, специалиста по детскому развитию, впоследствии занявшего пост директора Института педагогических наук при Министерстве образования. Уайтхерст 25 лет назад разработал программу так называемого диалогического чтения — революционный метод подготовки к школе детей из необеспеченных семей.

Еще в 1988 г. большинство специалистов согласились с тем, что, читая вместе с детьми, взрослые помогают им умнеть. Но ученые не торопились подкрепить эту точку зрения надежными фактами, полученными в ходе исследований.

Таким научным прорывом стало начатое Уайтхерстом исследование воздействия интерактивного чтения на развитие малышей в возрасте 21–35 месяцев. Половина родителей из выборки читали своим детям традиционным способом — однонаправленного воздействия читающего вслух взрослого на слушающего ребенка. Именно на таком чтении выросло большинство из нас: родитель говорит, ребенок молча слушает. А вот родители из второй половины выборки получили бесценные уроки искусства «диалогического чтения» — освоили методы, позволяющие одновременно читать и обсуждать прочитанное с ребенком. В общем, эти родители использовали разновидность того самого интерактивного чтения, которому посвящена моя книга.

Через четыре недели маленькие участники обеих групп прошли три теста на проверку речевых возможностей. <…> Результаты навсегда изменили представления о чтении с детьми как с научной, так и с практической точки зрения. Уайтхерст обнаружил, что дети, имеющие опыт полноценного интерактивного чтения (их родители только что освоили несколько новых для себя приемов чтения своим малышам), на восемь с половиной месяцев опережали в развитии детей из контрольной группы по результатам психолингвистического теста и на шесть с половиной месяцев — судя по тесту на словарный запас. И это всего лишь после четырех недель интерактивного чтения!

Более того, эти дети сохраняли шестимесячное опережение в развитии в течение почти года после окончания исследования. Уайтхерст не занимался разработкой всеобъемлющей образовательной программы для родителей или изощренной методики умственного развития для детей. Его исследование показало: достаточно часа, чтобы научить родителей читать детям правильно — в интерактивном режиме.

Интерактивное чтение

  1. Читайте вместе.

Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой — любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь приготовить с помощью этого приложения.

  1. Задавайте как можно больше вопросов.

Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

  1. Обсуждайте детали книги.

Показывайте иллюстрации, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь еще что-нибудь красное? Хочешь сосчитать зверей?

  1. Разыгрывайте историю в лицах.

Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она кого-то увидела — кого?

  1. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки.

Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение: Белочка хочет спать — погладь ее по головке. Ты когда-нибудь переживал так же сильно, как этот малыш?

  1. Хвалите ребенка во время чтения.

Поощряйте самые простые его отклики, обнимайте, когда закончите читать, и хвалите за выбор хороших книг или компьютерных приложений.

Как начать общение: Мне так приятно, что ты выбрал эту книгу. Как ты здорово сориентировался в iPad!

  1. Делитесь мнениями о книге.

Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему. Если он ерзает под чтение электронной книжки, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее почитали?

  1. Читайте ребенку о вещах, которые он любит.

Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя-панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

  1. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное.

Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы скорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

  1. Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета.

Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного. Детские книжки — идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать началом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь. Я до сих пор развлекаюсь этой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонках? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

  1. Поддерживайте диалог.

Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: Что, если нам теперь рассмотреть картинки с дикобразами? Ты помнишь, что такое аккордеон?

  1. Расширяйте границы знаний ребенка.

Ученые называют этот прием «развивающим обучением», а чтобы воспользоваться им, порой достаточно просто читать ребенку. Ведь сам он читать еще не умеет! Как можно чаще выбирайте для чтения книги, посвященные новым для малыша темам.

Как начать общение: Ты знаешь, почему эта машина не завелась? Хочешь, я расскажу тебе, как [героиня] сварила суп?

  1. Показывайте ребенку мир за пределами его непосредственной среды обитания.

Для меня, выросшего в сельской глубинке Мичигана, это стало жизненной необходимостью. Прежде чем я воочию увидел Францию, Нью-Йорк, Гватемалу или Тихий океан, все эти чудеса открылись мне на страницах книг. Не забывайте выбирать для чтения книги о самых разных местах, культурах и событиях, и если ребенку что-то особенно понравится, поддерживайте и углубляйте его интерес.

Как начать общение: Хочешь узнать, что такое Антарктика? Показать тебе на карте, где находится Франция?

  1. Соотнесите сюжет с реальным опытом.

Помогите ребенку провести аналогию между событиями книги и тем, что сильно занимает его в реальной жизни. Именно так люди обретают понимание мира, в котором живут. Умение соотнести содержание книги или компьютерного приложения с реальностью имеет решающее значение.

Как начать общение: Ты видела это животное в зоопарке? Ты тоже ужасно расстроилась, когда мы ушли из парка?

  1. Побуждайте ребенка пересказывать любимые истории.

Я обожаю, когда Олив пересказывает мне свои любимые книжки за завтраком. Нет лучшего способа усилить воздействие прочитанного и развить у малыша навыки рассказчика!

Как начать общение: Можешь прочитать эту книгу своему медвежонку? Что случилось, когда Слоненок уронил свое мороженое?

Принцип «Рожденного читать» применим как к печатным, так и к электронным книгам.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: