На великом повечерии в среду Патриарх обратился к верующим со словом о смиренномудрии
9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря. Последующее чинопоследование великого повечерия совершил наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл.
По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Прежде всего Предстоятель отметил, что слово «смиренномудрие» помогает лучше понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова — «смирение» и «мудрость».
«В современный культуре, той, что оторвалась от своих христианских корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае люди не понимают, о чем идет речь. В худшем — под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как странного, нежизнеспособного, безвольного, неспособного достигать поставленных целей — в общем, чаще всего неудачника» — сказал Патриарх.
С другой стороны, по его словам, образ человека сильного, лишенного смирения, есть искусственный образ, некий миф. Прежде всего, такому человеку не нужен Бог: Бог не являет ежедневно и ежечасно Свою силу, Бог говорит с нами не в громе и не в молнии.
Человек, уповающий на свою собственную силу, чаще всего лишен чувствительности к воздействию на нас Божией благодати. Для него Бог в лучшем случае — философское понятие. По словам Патриарха, «в лучшем случае он соглашается с Божиим присутствием как с некоей теорией, но на практике в жизни такого человека Бога нет. Сила интеллекта, сила воли, сила убеждений, сила власти, сила денег, сила организации — вот что ставится превыше Бога, потому что, уповая на силу, многие и решают стоящие перед ними задачи».
Напротив, смиренный человек ― «это человек, для которого в центре жизни — Бог, и под суд Божий, а значит, под суд своей совести он поставляет свои деяния. Свое целеполагание, будь то жизненное целеполагание или текущие цели и задачи, смиренный человек увязывает с волей Божией. … Результаты его деяний будут служить не утверждению своего собственного «я», а славе Божией», — сказал Предстоятель.
По его мысли, если мы уступаем Богу главное место в своей жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с Божией помощью. Бог смиренному человеку сообщает часть своей Божественной силы, и с этой силой никакая человеческая сила сравниться не может.
«Забвение такой добродетели, как смиренномудрие, очень опасно для человеческого общежития. В своей повседневной жизни мы страдаем от того, что эта величайшая добродетель встречается все реже. … И неслучайно святой преподобный Ефрем Сирин молитвой своей призывает нас в течение Святой Четыредесятницы просить Бога, чтобы дух смиренномудрия даровал Он нам для нашего спасения», — заключил Патриарх.
По материалам patriarchia.ru
Смотрите также:
Сегодня Патриарх отслужил Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре
На великом повечерии во вторник Патриарх прочел проповедь о борьбе с празднословием
Во вторник Патриарх за уставным богослужением обратился к верующим со словом о любоначалии
На великом повечерии в понедельник Патриарх обратился к верующим со словом о преодолении уныния