СМИ еще не успели посплетничать на тему, что Святейший Патриарх назвал пандемию коронавируса «Божественным Промыслом». Эти слова звучат обжигающе, но еще более они обжигают, когда понимаешь, что они справедливы.
И для меня «Божественный Промысл» нынешней ситуации даже не в том, что, как сказал Святейший, разрушаются «идеалы потребительского общества». А в том, что вся эта ситуация дает возможность всем нам по-новому взглянуть на себя, на наших близких и на наше отношение к Богу и к Церкви.
И вот этот честный взгляд обнаруживает неутешительные вещи. Оказывается, мы:
- Не умеем молиться!
- Не имеем смирения!
- Не умеем любить даже самых близких нам людей.
Что я имею в виду?
Научимся молиться
Читая интернет, постоянно встречаешься с отчаянным: «Нам плохо без храма, мы не можем без храма!»
Выскажусь предельно честно и, может быть, жестко. Те, кто так говорят, действительно себя считают такими великими молитвенниками, что их душа умирает без храма Божьего?
А может быть, дело в другом? В том, что мы не имеем глубокой личной молитвы, не умеем по-настоящему общаться с Богом? Конечно, легче молиться, когда за тебя, в благоуханном полумраке храма, произносит слова молитвы батюшка, а ты, позевывая, заглядываешься на иконы и слушаешь умилительные песнопения. Но настоящая молитва подразумевает не только это, а то, что ты умеешь и самостоятельно вести беседу с Богом.
Однажды я спросил духовника нашей епархии, архимандрита Кирилла (Начиса), прошедшего сталинские тюрьмы и ГУЛАГ: «Батюшка, что вы вспоминаете о том времени?» И он сказал: «Я благодарен Богу за лагерь. Я там научился по-настоящему молиться…»
Когда на патриаршее сравнение нашей ситуации с положением пустынницы Марии Египетской я слышу от «благочестивых храмолюбцев»: «Это уникальный опыт, и нам он не подходит», — я мысленно задаю вопрос: в таком случае почему Церковь этот пример сделала показательным и определила так торжественно воспевать Марию Египетскую в дни поста?
Или почему Церковь посвятила целую неделю чествованию преподобного Иоанна Лествичника, писавшего в своей богомудрой «Лествице»: «Все могут молиться со множеством братий; но для многих приличнее совершать молитву с одним единодушным братом; ибо немного таких, которые могут молиться наедине… Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов».
А еще одна неделя поста посвящена учителю исихии (умной глубокой молитвы) Григорию Паламе.
Предстоящая Страстная седмица для нас может стать временем предельно честного тестирования самого себя:
«Люблю ли я общаться с Богом? Умею ли я это? Приобрел ли это за все время моей церковной жизни?»
И если ответ будет «нет», значит, что-то нужно в этом деле менять.
Обратимся к сердцу за смирением
Под смирением я подразумеваю даже не смирение перед Богом поставленной церковной властью, в послушании которой мы должны находиться, а смирение перед Самим Богом, Который определил сейчас такие наши жизненные обстоятельства.
Обратиться к своему сердцу и посмотреть: «Умею ли я принять то, что Бог попускает? Имею ли я смирение перед Божьей волей, даже если все, что происходит, мне совсем не приятно?»
Куда нам до благодарности Богу за все обстоятельства, которой нас постоянно учат святые отцы, нам хотя бы научиться не роптать.
А после того, как с этим вопросом разобрались, можно задать себе и другой: «Почему я не умею со смирением принять послушание поставленным Богом (в любом случае, попущенным Богом) светским и церковным властям?»
Будем любить близких нам людей
Общение с людьми показывает мне: нынешнее карантинное пребывание вместе близких подняло невиданный градус раздражительности и усталости друг от друга. Жены стонут от мужей, мужья стонут от жен, родители стонут от детей.
Это ли не благодатная почва для того, чтобы потрудиться в этом направлении и по возможности исправить ситуацию? Поучиться смирению, поработать над отношениями, может быть открыть заново свою вторую супружескую половину.
Как это сделать, какие подсказки есть на этом пути — об этом написаны сотни статей хороших семейных психологов и пастырей, сняты и выложены в интернет видеобеседы. Я об этом говорить не буду, напомню лишь одно: библейское понятие любовь подразумевает не эмоцию, а прежде всего делание, практическое действие. Когда Библия говорит «возлюби врага», она совсем не рекомендует нам полюбить врага как жену/мужа или как родную мать. Она говорит о том, что мы должны делать даже врагам добро. А тут я говорю даже не о врагах, а о самых близких людях.
Все церковные призывы к доброделанию как важной составляющей духовной жизни сейчас можно попытаться исполнить не на «дальних» (это, кстати, легче), а на тех, с кем живешь в границах своей квартиры.
Как сказала моя жена: «Все убегают делать добрые дела от семьи». А я продолжу: теперь можно поучиться делать добрые дела в семье.
Встать и провести время с проснувшимися малышами, дать выспаться жене, приготовить обед (или в какой-то день с приготовлением пищи и уборкой вообще разгрузить жену), позаниматься с детьми — вот тот минимум, который для нас будет реальным добрым делом, делом любви по отношению к жене.
А теперь, когда мы разобрались с самыми очевидными вещами, которые вдруг, по Божественному Промыслу, проявились в нашей нынешней ситуации, еще несколько советов.
Сделаем то, до чего не доходили руки
Нынешний карантин подарил нам уникальную возможность, которой у нас никогда не было: провести свободное время так, как нам хочется. В наших силах наполнить его тем, на что, как мы часто говорим, не хватает времени и сил.
Мы можем посмотреть глубокие христианские фильмы и передачи, послушать проповеди и лекции батюшек и богословов.
Мы можем начать глубоко молиться, а именно взять на себя послушание читать Псалтирь, Молитву Иисусову. Можем вычитывать богослужение каждого дня.
Мы можем начать читать Священное Писание и толкования на него.
В дни Страстной седмицы мы просто обязаны серьезней изучить тему Страстей Христовых. На эту тему есть в интернете масса информации, я же могу, в качестве примера, сослаться на свое исследование этой темы «Страсти Христовы шаг за шагом».
Словом, в эти дни вынужденного сидения дома мы можем в духовном плане сделать то, до чего никогда не доходили руки.
Пусть семья станет домашней церковью
В дни, когда можно делать то, что мы часто вынужденно делаем в одиночку — супруг на работе, а дети в школе — вместе со всей семьей. Можно читать Евангелие, смотреть христианские фильмы и передачи вместе с близкими и потом обсуждать.
Можно, как делает в эти дни моя семья, смотреть трансляцию богослужений вместе с детьми. Моя жена говорит: «Я только в эти дни смогла посмотреть всю службу». Тот, кто ходит в храм с маленькими детьми, понимает, о чем она. А потом моя жена разбирает с детьми какие-то кусочки увиденной службы. И дети — в полном восторге.
Я представляю, как много они узнают о православной службе после всех этих дней Страстной недели, потому что нам предстоят действительно прекрасные богослужебные дни и все это сокровище будет транслироваться из многих храмов на многих каналах.
Мы много раз слышали выражение «домашняя церковь», но для нас это всегда было теорией, а сейчас мы имеем самую реальную возможность провести время молитвы, богомыслия, участия в онлайн-богослужении все вместе, своей семьей.
Если хотите, мы впервые имеем возможность пережить на практике, что значат слова: «Семья — домашняя церковь».
Да, мы будем красить яйца и печь куличи, но теперь у нас высвободилось время еще для очень важных вещей, о которых в предпасхальной суете мы часто забываем. И если мы их начнем делать, то это будет очень важный и обогащающий нас опыт.
Пасхи у нас никто не отнимет! Она ворвется в наши души, как порыв ветра, когда мы открываем окно в затхлой комнате, как солнечный свет, когда отдергиваем штору. Пасха придет и прогонит тревогу и страх. И наполнит нас твердой уверенностью, что вся наша жизнь и все в этом мире под контролем Божиим.
И что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (ср. Рим. 8:38-39).
Фото: священник Константин Пархоменко / azbyka.ru