Православный календарь на 19 января 2016 года

Святое Богоявление.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преставление свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Утр. – Мк., 2 зач., I, 9–11. Лит. – Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11.

Всено́щное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу…» – лития.

На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в вода́х Иорданских». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую, Богородицу».

На литургии антифоны праздника, входный стих: «Благословен Гряды́й во Имя Господне, благослови́хом вы из до́му Господня, Бог Господь и явися нам». Вместо Трисвятого – «Елицы…». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́… Недоуме́ет всяк язык…» (до отдания). По заамвонной молитве – великое освящение воды.

Тропарь праздника, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 4:

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

***

В нашем мире и в нашей жизни все взаимосвязано – духовное и материальное, и мы знаем точно, что без Божественного начала и Божественной силы не может существовать материальный мир. Господь посылает Свою благодать на всё – на весь космос, на живое и на неживое, но особым образом Он направляет Свою благодать на предметы, связанные с религиозным опытом людей. Мы знаем о существовании чудотворных икон, мы знаем о существовании чудотворных предметов. Мы все с вами были соучастниками великого освящения воды, когда вода – физический предмет, химическая субстанция – пронизывается благодатью Божиею, не теряя своих материальных свойств, но обретая особое духовное свойство. Другими словами, весь многотысячелетний религиозный опыт людей свидетельствует о том, что Божественная сила действует не только непосредственно на сознание, ум, волю или физические силы человека, но и передается через предметы, которые Богом избираются для того, чтобы быть хранилищами и раздаятелями благодати.


Февраль 2014