Православный календарь на 2 сентября 2018 года

Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.
Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.).
Мчч. Севи́ра и Ме́́мнона и с ними 37-ми мучеников (304). Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа).
Сщмчч. Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); сщмч. Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обре’тение мощей сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (2005).
Иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума» (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа)1.

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14.

Служба совершается по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа».

После литургии совершается молебен о сохранении творения Божия2.

1. Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума», внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 20 декабря 2016 года.
2. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в «Богослужебных указаниях»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

Тропарь и кондак воскресные 5-го гласа (см. приложение 1) Тропарь и кондак Успения Пресвятой Богородицы (см. 15/28 августа) Тропарь пророка Самуила, глас 2: Проро́ка Твоего́ Саму́ила… (см. приложение 2) Ин тропарь пророка Самуила, глас 2: Дар многоче́стен дан бысть непл́одней утро́бе/ и принесе́н в же́ртву, я́ко всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́,/ послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде,/ тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших. Кондак пророка Самуила, глас 8: ́Яко многоче́стный дар, пре́жде зача́тия вдан Бо́гу,/ и измла́да Тому́, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бился еси́ предбу́дущая веща́ти.// Те́мже вопие́м ти: ра́дуйся, проро́че Бо́жий Саму́иле, архиере́ю вели́кий.

Бог, сотворив человека разумным и свободным, предназначил его к безграничному и всестороннему совершенству. Указание на это содержится в Священном Писании, где говорится, что человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). Слово «подобие», по разумению святых отцов и учителей Церкви, предполагает развитие, устремление к совершенству. Уподобиться Богу означает достичь совершенства, явить красоту Божию в человеческой жизни. Библейское повествование о творении свидетельствует также и о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать и хранить его (Быт. 2, 15), соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего его мира, к тому, чтобы стать соработником Бога.

Богослужебные указания


Февраль 2014