Православный календарь на 16 июня 2019 года

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (270–275). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сщмчч. Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96). Прмч. Киприана Нелидова (1934); сщмч. Михаила Маркова пресвитера (1938). Югской иконы Божией Матери (1615).

Утр. – Ин., 65 зач.,XX, 19–23. Лит. – Деян., 3 зач.,II, 1–11. Ин., 27 зач.,VII, 37–52; VIII, 12.

На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». «Воскресение Христово видевше» не поем. В Триоди для 9-й песни канона припевов нет, но в Триоди нотного пения, изданной Святейшим Синодом (1891), для задостойника в день Пятидесятницы указывается такой припев: «Апостоли, сошествие Уте́шителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». «Свят Господь Бог наш» не поем. С этого дня и до отдания Пятидесятницы, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Божественным покрове́н…». В конце утрени и на литургии отпуст: «и́же в виде́нии1 о́гненных язы́к с Небесе́ низпослáвый Пресвятáго Дýха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с, и́стинный Бог наш…». На литургии антифоны праздника, входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести́стеся…», вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице…». После «Спаси, Боже…» поем «Видехом Свет Истинный…». По отпýсте литургии Царские врата закрываются, совершаются 9-й час и великая вечерня. На великой вечерне «Царю Небесный» (обычно поется народом). Предначинательный псалом читается, великая ектения с прибавлением особых прошений, вход с кадилом, великий прокимен «Кто Бог велий…» и чтение коленопреклонных молитв. Отпýст вечерни (при открытых Царских вратах): «и́же от о́тчих и Боже́ственных недр…».

 

1 В Цветной Триоди – «и́же в ви́де о́гненных язы́к…».

Тропарь праздника, глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 8:

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Задостойник, глас 4:

Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,// ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й. Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во,/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вети́йствовати не мо́гут,/ Тебе́ пе́ти досто́йно,/ изумева́ет же ум всяк Твое́ рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

Когда взираешь на историю Церкви, видишь в основном внешнюю сторону событий, как много было трудного, тяжелого и даже греховного в этой истории – расколы, разделения, проливалась даже кровь… И сегодня – разве мы все, и каждый в отдельности, являем пример святости, чистоты, любви, веры? Так почему же, несмотря на слабость исторической Церкви, она непобедимо существует две тысячи лет и будет существовать до скончания века? А именно потому, что силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.

Богослужебные указания


Февраль 2014