Православный календарь на 6 января 2019 года

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 7-й.
На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262).
Прп. Николая монаха (IX).
Прмч. Иннокентия Беды (1928); сщмч. Сергия Мечева пресвитера (1942).

Литургия св. Иоанна Златоуста.
Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Недели пред Рождеством Христовым: Евр., 328 зач., XI, 9–10, 17–23, 32–40. Мф., 1 зач., I, 1–25. На вечерне (совершается отдельно от литургии): Евр., 303 зач., I, 1–12. Лк., 5 зач., II, 1–20..

День постный.

Служба совершается по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «…аще случится Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец, декемврия в 24-й день». Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря.

В конце утрени и на литургии отпуст: «Воскресы’й из ме’ртвых, Христо’с, И’стинный Бог наш…».

По окончании литургии совершается 9-й час и великая вечерня. 103-й псалом читается, поется «Блажен муж» (1-й антифон). Вход с Евангелием. Прокимен «Се ныне благослови’те Го’спода…». Чтение паримий (с пением припевов), малая ектения и по возгласе – прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие (Трисвятое не поется).

На вечерне отпуст: «И’же в верте’пе роди’выйся и в я’слех возлеги’й, на’шего ра’ди спасе’ния, Христо’с, И’стинный Бог наш…».

По отпу́сте вечерни клирики перед свещником с зажженной свечой поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.

Чтение часов на́вечерия переносится на пятницу, 22 декабря.

Тропарь воскресный 7-го гласа (см. приложение 1) Тропарь отцов, глас 2: Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л львом па́стырь, я́ко овца́м, явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша. Кондак отцов, глас 1: Весели́ся, Вифлее́ме, Евфра́фо, гото́вися:/ се бо А́гница, Па́стыря Вели́каго во утро́бе нося́щи, е́же роди́ти тщи́тся,/ Его́же зря́ще, богоно́снии отцы́ веселя́тся,// с па́стырьми пою́ще Де́ву доя́щую. Тропарь предпразднства, глас 4: Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но я́коже кра́сная пала́та верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз. Кондак предпразднства, глас 3: Де́ва днесь преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно:/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми/ хотя́щаго яви́тися// Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

В основе всякого движения навстречу Богу лежит обращение к Нему. Начиная с ветхозаветных времен Господь устами Своих пророков непрестанно зовет людей обратиться к Нему. Этот Божий призыв звучит на протяжении всей человеческой истории. Но что значит обратиться к Богу? — Прежде всего это означает признание человеком того факта, что Бог есть, что Он существует, что Его присутствие в нашей жизни чрезвычайно важно. Но признать умом реальность Божиего бытия недостаточно. Подлинное обращение совершается тогда, когда мы не только уверены в существовании Бога, но и оказываемся готовыми соотнести с этим фактом свое духовное состояние, когда, беспристрастно исследовав тайники своего сердца, пытаемся честно ответить на вопрос, что́ мы действительно из себя представляем, каково реальное состояние нашей души.

Богослужебные указания


Февраль 2014